По голове своей повыбивайте. Коллекторы и ЖКУ

В Э3 упоминали про перспективность бизнеса, связанного с задолженностью за ЖКУ*.

Грядущие изменения на этом рынке (в первом чтении Госдумы приняты поправки в Жилищный кодекс, которые предполагают запрет на передачу профессиональным взыскателем долгов за ЖКУ) мотивируют причастных предпринимать действия, чтобы не допустить изменений на рынке долгов.
Учитывая продолжающийся и с каждым месяцем всё более рекордные уровни задолженности, емкость этого рынка уже исчисляется миллиардами.

“Российская ассоциации водоснабжения и водоотведения” (РАВВ) обратилась в Минстрой с просьбой пересмотреть положения о запрете передачи долгов за ЖКУ, и Министерство поддержало позицию РАВВ*.

Аргумент Минстроя: если запрещать передачу долгов коллекторам, то ресурсоснабжающим организациям придется создавать собственные отделы по взысканию, а это приведет к повышению цен для конечных потребителей.

1️⃣Аргумент слабенький, т.к. основной функционал значительного числа сбытовых ресурсоснабжающих компаний с момента создания (образования в процессе разделения, приватизации…) – работа с потребителем: на это ориентировано программное обеспечение, штат и т.д.*

Передача за агентское вознаграждение взыскания долгов также приведет к повышению цен для конечных потребителей.

Не забывайте – за всё платит потребитель. Возьмем типовую закупку услуг по взысканию задолженности с граждан – Пермь: победитель, непонятно почему победивший в конкурсе коллектор ООО “Вела Пермь”, за 14,5% будет оказывать услуги по взысканию. И в следующем регулируемом периоде эти издержки ресурсоснабжающая компания переложит на потребителя.

2️⃣На заключение Минстроя СМИ откликнулись заметками о том, что коллекторам могут вернуть право “выбивать долги”.

В очередной раз предлагаем не использовать расхожие, изжившие себя штампы, по отношению к гражданам России. Даже ради кликбейта не упоминайте в связи с задолженностью граждан неуместные обороты “злостный неплательщик“, “амнистия по пеням”, “выбивание долгов”…

Сегодня коллекторам законодательно запрещено не только угрожать гражданам, оказывать психологическое давление, но и звонить чаще 2 раз в неделю и только с 8 до 22 часов.

3️⃣Многообразие 🔽🔽🔽закупок агентских услуг, связанных с взысканием задолженности, указывают, что ресурсоснабжающие организации давно и упорно увеличивают издержки, перекладывая на другие организации (помимо взыскания задолженности) юридическое сопровождение, биллинг и даже печать-отправку уведомлений на ограничения.

Рост доходности и емкости долгового рынка, рост стоимости ЖКУ с одновременным снижением доходов граждан – взаимоопределяющие тенденции, порочную взаимозависимость которых невозможно разорвать, не ущемив чьи-то интересы.

Чьи интересы будет защищать Госдума, которой предстоит в следующих чтениях принимать поправки в Жилищный кодекс?

4️⃣Пересмотрев десятки свежих видео с сюжетами об отключении ЖКУ у граждан, редакция Э3 в очередной раз констатирует: одна из проблем взаимоотношений граждан и ресурсоснабжающих организаций – доверие.

Типовая ситуация при отключениях – конфликт граждан,
представителей ресурсоснабжающих организаций и правоохранительных органов.

Граждане не понимают, кто и на каком основании их отключают, почему не защищает полиция.

Как правило, вопросы граждан элементарны – они не понимают своих прав и обязанностей, прав и обязанностей ресурсоснабжающей организаций. Не понимают, как начислялись платежи, по какому договору, как возникла задолженность, почему монтёры неизвестных компаний, с которой у граждан нет взаимных обязательств, лезут в щиток и отрубают свет и т.д.

В решении проблемы неплатежей участие коллекторов усугубляет ситуацию. Граждане и без них уже порой сбиты с толку, кому и за что требуется платить.

Повторим: проблема доверия между поставщиками и потребителями ресурсов – важнейший элемент нынешних и будущих конфликтов в сфере неплатежей, причина которых не только экономическая ситуация.

Доверия обоснованно нет. Начинать с нуля было бы легче, чем сейчас, когда накоплен десятилетний негативный опыт взаимоотношений

Проект по восстановлению доверия граждан – суперпроект, за который следовало бы взяться власти, а не решать прагматические задачи РАВВ и коллекторов, как это сделал Минстрой.

Вступайте в Штаб Поколения. Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!