Былое и нынешние энерготарифы
Второе десятилетие по всей России постоянно возникают прецеденты, указывающие на то, что 📌граждане платили и платят за энергоресурсы по завышенным тарифам.
Из текущего:
➡️Арбитражным судом установлено, что Сибирская генерирующая компания (СИБЭКО – Михаил Абызов вместе с соучастниками по версии следствия похитил и вывел за рубеж около 4 млрд руб. средств компаний СИБЭКО и РЭС) незаконно взимала с жителей Новосибирска повышенный тариф. Около года новосибирцы получали квитанции, в которых были завышены цены на оплату услуг по теплоснабжению.
➡️Волгоградэнергосбыт, ранее входивший в холдинг Энергострим, вновь смог договориться о реструктуризации долга в 13 млрд. руб. Период погашения задолженности перед «Россетями» до 2024 года, перед производителями энергии — до 2027 года. Волгоградэнергосбыт не обанкротили только потому, чтобы получить хоть какую-то часть огромной задолженности.
Как образовалась задолженность, куда уходили деньги – прочитайте корпус уголовных дел на руководителей компании.
Кто продолжит “компенсировать” уведенные за рубеж средства, с кого еще надеются получить хоть сколько-то из 13 млрд-ного долга?
📌Правильно – с потребителя.
В 2019 продолжилась эпопея, связанная с банкротством Челябэнергосбыт. Компания не вернёт гражданам излишне уплаченные средства*. Подобных прецедентов десятки.
Если добросовестному потребителю не отобьёт желание платить история махинаций в компаниях Энергострим, Роскоммунэнерго, потом Межрегионсоюзэнерго, не переполнят чашу терпения новости про ошибочные начисления (они появляются ежедневно * *), то непременно добьют сюжеты про инвестиции энергокомпаний в спорт или непрофильные активы или заявления чиновников о том, что чудаки-граждане давно и упорно переплачивают, финансируя рестораны, дома отдыха, охотничьи заимки “коммунальных монстров” (прошлогоднее заявление главы ФАС И.Артемьева*).
К слову, репутация УК в сфере ЖКХ гораздо хуже, чем у энергосбытовых компаний.
Нежелание, а порой неспособность граждан оплачивать коммуналку связано не только с экономическими причинами, но и проблемой доверия🖤.
Сегодня на регулярной основе в федеральной и региональной прессе выходят материалы-предупреждения о растущем долге за электроэнергию и услуги ЖКХ, о том, что платить придется, поэтому не следует копить долги.
Как только будет снят мораторий на ограничения коммунальных услуг, начнутся новые массовые отключения и порой связанные с этим сломанные судьбы и гибель людей.
Проблема доверия между поставщиками и потребителями ресурсов – важнейший элемент нынешних и будущих конфликтов 💣в сфере неплатежей.
Этого доверия обоснованно 🔼 нет.
Zero. Точнее – начинать с нуля было бы легче, чем сейчас, когда накоплен десятилетний негативный опыт взаимоотношений.
За непродолжительное время ситуацию не изменить. Тем более с учетом сохранения уродливой парадигмы, когда поставщик ставит себя в привилегированное положение с кнопкой-отключения, которому потребитель-паразит не желает оплачивать оказанную услугу (отпущенный товар).
Ни разу не прозвучал тезис, что в России ресурсным компаниям посчастливилось иметь дело с самым прилежным потребителем, который продолжает платить несмотря на истории преступной реструктуризации энергокомпаний, многочисленные примеры увода средств клиентов за рубеж и по карманам, сотни уголовных дел, махинации, обман, заявления “главных по тарифам”, от президента до главы ФАС, о мошенничестве с расчетами и ценами.
Такого бы потребителя на руках носить.
В ряде стран не потребовалось бы копить обширное портфолио правонарушений – достаточно единожды накрутить цены или просто отключить свет у малоимущей пенсионерки, и граждане солидарно отказались бы от оплаты услуг до пересчета цен, принесения извинений и несмотря на угрозы отключений и судебные преследования. В судах бы рассматривались многомиллионные иски к энергокомпаниям, владельцам охотничьих заимок за счет тарифов и к учреждениям, установившим эти тарифы…
Поставщикам ресурсов в России нужно срочно начинать ценить своего потребителя. Скоро начнётся капитальная проверка этой работы.