Причины образовательного коллапса – ЕПГУ
Второй год подряд наблюдаем очевидные системные проблемы при наборе студентов в вузы. Скорее всего, кризис повторится и в следующем году. В причинах образовательного коллапса разбирался Педсовет Штаба.
Разговор долгий. Автор, член приёмной комиссии технического вуза, предлагает начать серию постов с не самой значимой, но хорошо распиаренной причины — Единого портала госуслуг (ЕПГУ).
Прошлогоднее новшество активно рекламировалось по всем доступным каналам, вузы даже обязали разместить рекламу ЕПГУ на видном месте (МГУ, МФТИ). Централизованная система приёма документов теоретически очень удобна и вузам (сокращает время на обработку персональных данных), и абитуре (не надо ехать в вуз лично, порой из другого города).
На практике же приемные комиссии поимели проблем, а абитуриенты потратили нервы. Комиссиям пришлось массово призывать будущих студентов подавать доки в обход ЕПГУ. Почему?
Вузы столкнулись с крайне сырым суперсервисом*, который сохранил в себе ошибки прошлого года:
– зачастую было невозможно автоматически передать персональные данные через API Госуслуг и приходилось вбивать их вручную;
– низкое быстродействие с периодическими падениями сервера, из-за чего часть данных обрабатывалась лишь спустя несколько дней;
– нельзя было исправлять ошибки в заявлениях.
Проблемы поставили на вид минобрнауки Фалькову, на что получили потрясающий ответ: «Давайте не будем вспоминать прошлого!»
Дальше начался эффективный менеджмент: с вузов требовали выгрузить заявления с ЕПГУ и загрузить на него заявления, полученные иными способами. Причём требовали в пятницу, а проверка уже в понедельник, из-за чего приёмным комиссиям приходилось выходить на работу в субботу и воскресенье. Позиция министерства: Рособрнадзор не дремлет! А по сути — промежуточная отчетность (и собственные премии) аппарату министерства как всегда важнее рядовых сотрудников.
По правилам приёма 2022 года абитуриент предоставлял комиссии оригинал аттестата или диплома + согласие на зачисление. На Госуслугах он мог поставить коварную галочку «Подать согласие на зачисление», чем создавал юридический казус — каждый вуз мог по-своему трактовать это согласие. Рекомендательное письмо вносило ясность, но не являлось юридическим документом. В итоге абитуриенту приходилось самостоятельно разбираться в тонкостях (далеко не прозрачных) приёма в каждый вуз, куда он подавался.
Абитуриенты также поначалу получили кривой интерфейс, не позволявший расставить приоритеты по направлениям (с начала июля — позволивший, но крайне неинтуитивно).
Наконец, приём согласий лично осуществлялся до 18:00 по Москве, а через Госуслуги — до 23:59, то есть абитуриент, гарантированно проходящий в вуз вечером, ночью мог узнать, что он внезапно не проходит и ничего с этим сделать уже не может. Очевидно неравные условия только добавили напряженности в общение приёмных комиссий с абитуриентами.
#ЧтоБыСделалиМы?
– отладили механизм приёма на тестовых площадках, у которых достаточно ресурсов;
– начали с приёма заявлений на заочное/контрактное обучение и лишь потом переходили к более массовым;
– оперативно исправляли имеющиеся ошибки;
– плотнее работали с обратной связью от вузов.
Тем не менее, проблемы с Госуслугами в основном лишь попортили нервы обеим сторонам нынешней приёмной кампании. А что внесло уже ощутимый вклад в ее провал? — продолжение следует.