Как разрешить пытки в законе против пыток
Как разрешить пытки в законе, запрещающем пытки: мастер-класс от президента и правительства РФ.
Всё просто. Достаточно вписать в закон вот такую формулировку:
— пыткой не будет считаться причинение физических или нравственных страданий, возникших “лишь в результате правомерных действий должностного лица или другого лица либо неизбежно сопряжены с такими действиями”.
Например, можно застегнуть наручники на задержанном потуже, так, чтобы наручники препятствовали кровообращению в кистях рук. И объяснить задержанному: “Либо ты, гад, подписываешь чистосердечное, либо я тебя на сутки в таком прикованном виде оставлю в КПЗ“. Такого срока хватит с избытком, чтобы в передавленных конечностях начался парабиоз с переходом в некроз. Вплоть до ампутации сдавленных конечностей. Пытка ли это? Нет, что вы! Это служебная необходимость в надёжной фиксации задержанного.
Или вот ещё пример. Есть такой метод конвоирования, при котором два конвоира фиксируют руки конвоируемого у него за спиной, заставляя идти, опустив голову вниз. Положение — фактически как на дыбе. Ничего не мешает водить подследственного квадратными кругами по СИЗО от кабинета следователя до ИВС часами в таком положении, даже если до изолятора два десятка шагов. Это не будет считаться пыткой — служебная необходимость отконвоировать задержанного. Задержанного можно заставить идти гуськом с заломанными за спиной руками — так же веселее. Или подставить ногу и заставить упасть лицом в пол. Вариантов подобного развлечения много, и с оговоркой про служебную необходимость их появится ещё больше.
Ещё большую оторопь вызывают слова “или другого лица” в этой формулировке. Потому как другим лицом может оказаться доктор медработник тюремной больницы или госпиталя. Что может сделать медработник по “служебной необходимости”? Ну, например, удалить пару ногтей на ноге без наркоза, посчитав наркоз опасным, а ногти — вросшими. Или так же, без анестезии, удалить три-пять зубов. Или провести колоноскопию шваброй имеющимся оборудованием. Мало ли на что фантазии хватит. Не волнуйтесь, отписка о служебной необходимости будет составлена грамотно, а система негативного отбора быстро выведет на нужные посты тех, кто будет согласен проделывать подобное.
Как вы понимаете, правомерность тех или иных действий по служебной необходимости в первую очередь определять будет не суд, а служба или управление собственной безопасности silovoi структуры. Что, в свою очередь, не только выгораживает любого лояльного silovika, но и создаёт дополнительный инструмент давления на неугодного или недостаточно лояльного сотрудника: “Либо ты делаешь, как я сказал, либо я пишу, что ты пытал допрашиваемого Иванова, и закрываю тебя на десятку“.
В таком виде “закон против пыток” ситуацию с пытками только ухудшит и усугубит. Поправку “о служебной необходимости”, маскирующую легитимизацию пыток для silovikov, необходимо срочно отменять, пока не стало поздно.