Электробусы клёвые, не слушайте Каца
Это🔽🔽🔽жетончик Московского метро. Совсем как исторически-достоверный (зелёные тоже имеются), только лучше: в него встроен чип от “Тройки”, а за дырочку можно прицепить его на ключ и никогда не терять. Это удобно.
В 90-е, когда главред П2.0 во второй раз в жизни прибыл в Москву, такие жетоны как раз были в ходу (в первый заезд турникеты глотали советские монеты, — кажется, пятачки, а потом пятнашки; память в этом вопросе уже подводит). Ну а в Питере жетоны в ходу и сейчас, только наменять их можно с бесконтактной “визы”. Умилительная архаика.
Вообще, общественный транспорт — то немногое удобное, что досталось Москве от Собянина (точней, от Максима Ликсутова, демонизацией которого годами зарабатывают политический капитал автомурзилки, от ЕдРо-лоббиста такси Лысакова до синеведёрочника Шкуматова, взлетевшего на этом аж в политсовет спойлера “Новые Люди”).
Тема “среды для жизни” лет уж пяток мелькает в качестве стержневой для нацпроектов, призванных убедить население, будто страна не стоит на месте, а чего-то да развивает. Ну, с паршивой овцы хоть уж шерсти клок — в космос не летаем, авось замену “диким газелям” осилим.
Легче всего повторить в большинстве городов МЦК — проект хоть и советский ещё (сами рельсы), но вполне знаковый. Для сокращения нагрузки от пресловутой “маятниковой миграции” МЦК удобнее даже метро: с ней не обязательно непременно пересаживаться в центре, гоняя через полгорода “пингвинчиком” постоять в подземной пробке где-нибудь на Лубянке. В “Ласточках” есть туалеты, и даже довольно чистые. На платформах из автомата можно купить продуктов и кофейку, в некоторых терминалах есть пункты выдачи онлайн-аптек. Всё это при желании легко (и недорого, из затрат — поезд да терминалы) воспроизводится в регионах. Конечно, кольцевая рокада посреди застройки найдётся не в каждом городе, но продольная ветка ж/д из конца в конец есть почти в любом миллионнике.
С подачи жуликоватого лоббиста володинских интересов Максима Каца много спорят о троллейбусах, которые Дептранс изгнал с улиц вот только что.
Воспетой в стихах и песнях “Букашки” (кольцевого маршрута Б) и правда ностальгически жаль, — хотя всем Садовым стоять за ней в пробке, когда в очередной раз с провода слетит рог, никому и не нравилось. Но так уж слёзно грустить о судьбе бедных рогатиков не стоит. Их не уничтожили, зловеще хохоча, а отправили на пенсию дорабатывать стаж в города победнее, в качестве подачки братской материально-технической помощи от столицы. Небольшое стадо уже всплыло в Нижнем, 30 штук катят в Саратов, 20 в Петрозаводск, сколько-то доберётся до Крыма, сколько-то — аж до Владивостока (по мотивам этого перегона неплохо бы снять документалку по типу великого “Трансформатора“).
Электробусы на поверку оказались не то что неплохи, а хороши: в салоне тепло (летом прохладно), посадка без эквилибристики на ступенях, приемистость почти как у “Теслы” — или, верней, как у лифта в небоскрёбе. По сути это “горизонтальный уличный лифт” и есть. Интервалы движения соблюдаются лучше (удобно планировать выход из дома, глядя на метки машин в Яндекс.Транспорте). Даже пассажиры, кажется, ведут себя поприличнее, чем это было ранее принято. Когда Москва обзаведётся летающим транспортом, отдаст регионам и электробусы.
Кстати, о летающем: гора для обзорного фуникулёра тоже есть практически в каждом городе. Даже странно, что Москва так долго не могла обзавестись собственным.
Из плохого: монорельс в Мск не взлетел, а при позднем Лужкове — раннем Собянине на кой-то неведомый чёрт насмерть загубили трамвай. Этот печальный опыт в регионы транслировать лучше не надо, где трамвай ещё есть — берегите его: лучшего задела под “лёгкое метро” не придумать.
…от политиков часто требуют предъявить “образ будущего”, разумея под ним фантазии о смене экономической формации, люстрациях и пр. (почти ничего из этого в реальности никогда не сбудется). А как вам такой фрагмент “образа перемен”: городской транспорт не хуже столичного — по всей Россиюшке? В кризис самое то — строить инфраструктуру.