Top.Mail.Ru

Вочеловечивающий голос vs. расчеловечивающий хор

Под перекрестным огнем пропаганды с обеих сторон, недалёкой, а часто просто платно-циничной, важно слышать живые голоса людей, выбравшихся из-под огня, но не ожесточившихся в сердце своём.

Свидетельство питерского православного священника, богослова о. Алексея Волчкова — из лагеря для украинских беженцев в Тюбингене:

Одна из женщин сказала мне, что помимо своего мужа очень переживает и о русских солдатах. Говорит, что понимает, что многие оказались на чужой земле совершенно против своей воли. Она пожелала, чтобы каждая русская мать дождалась своего сына домой.

В этой реакции есть огромное христианское зерно.

Сравните этот тихий вочеловечивающий голос с расчеловечивающим хором пропагандистов: “нацики!”, “предатели!”, в де-юре мирное время не просто неуместным, а прямо преступным.

Наши церковные иерархи вторят им абстрактными “злыми силами фашизма”. Между тем, в ситуацию ежедневного выживания под огнем поставлены конкретные, обычные, мирные люди. Не фашисты.

Доводилось слышать, что Христос-де пришел в мир слишком рано. Но в наш век политических отравлений и тотального неумения власти выстроить отношения с ближайшими к нам соседями — Он с Его вполне радикальным учением — продержался бы дольше?

Мы бы трактовали реакцию беженки как содержащую зерно человечности.

В комментариях у о. Алексея есть и реплики украинцев о гневе как здоровой и уместной реакции человека на творимое над ним насилие. Не споря с этим утверждением, отметим следующее.

Киевлянка, научредка “Ножа” Настя Травкина, заклеив стекла скотчем и переселившись из комнаты в коридор, ведет в своем телеграме дневник. В симпатиях к христианству ее не заподозришь, но в ежедневном труде честной рефлексии своего состояния и резко переменившейся жизни Травкина выдерживает последовательно гуманистическую линию рассуждений.

Выстраивая цепочку реакций “злость –> гнев –> ненависть” от физиологической реакции индивида на агрессию — через гнев как этап абстрагирования (гневными бывают уже мысли, умственные конструкты) — к ненависти как позиции или сознательной стратегии, @travkinatxt заключает, что на этапе гнева человек делает этический выбор той или иной стратегии.

Ненависть к пришедшим с мечом на советскую землю нацистам была необходима. А вот обычные думающие (ибо думать для человека разумного не привилегия, а обязанность, оправдывающая видовое название) украинские человеки сейчас, несмотря на злость и гнев, себя от ненависти к русским сознательно удерживают.

Человек отвечает за этот выбор, что бы он себе ни думал.

Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!