Три уровня «аварийного газового плана» Германии
За прошедший месяц появились километры публикаций, сотни часов поп-объяснений, почему Европа не сможет существовать без российского газа и сколько потребуется времени на его замещение.
На данный момент для таких стран как Германия, Италия замещение в полном объеме действительно невозможно (не «перенастроить» потоки поставки, не найти нужного количества СПГ, не обустроить в короткий срок портовую инфраструктуру приёма СПГ и т.д.).
Не оспаривая фактические выкладки и основные выводы, заметим, что основная масса рассуждений строится исходя из одного важного допущения, которое сейчас полагают неизменным: тезисы о невозможности замещения российского газа примеряются для мирной жизни и рыночной экономики.
В той же Германии (именно на её дальнейшие действия как крупнейшего потребителя энергоресурсов из России + давнего партнера Газпрома будут ориентироваться другие европейские потребители) после объявления Путиным проекта продажи российского газа за рубли пока не заявлено даже о приближении т.н. первого этапа кризисного плана.
Объявляется он Федеральным министерством экономики, но не имеет значимых последствий для экономики.
На первом уровне «раннего предупреждения» обозначается, что «может произойти событие», которое «вероятно приведет к значительному ухудшению ситуации с газоснабжением».
Второй этап серьезнее, «уровень боевой готовности».
Он характеризуется «высоким риском длительного дефицита предложения».
Также объявляется министерством экономики, но уже имеет последствия для компаний: например, сетевые операторы могут временно приостанавливать поставки по договорам, одновременно снижая стоимость собственных услуг.
В отличие от первого этапа исключается препозиция «вероятно».
Констатируются «перебои с газоснабжением», «чрезвычайно высокий спрос» и т.д.
На первом и втором уровне не предполагается вмешательство государства в работу газового рынка.
Третий уровень – аварийный, чрезвычайной ситуации. К нему относятся «дальнейшие массовые долгосрочные сбои в поставках», сбои «основных линий без возможности быстрого альтернативного снабжения».
В федеральном плане предусмотрены различные показатели, по которым можно определить «уровень чрезвычайной ситуации». К ним относятся «дальнейшие массовые долгосрочные сбои в поставках» или сбои «основных линий без возможности быстрого альтернативного снабжения».
Эмбарго на российский газ, осложнение поставок в связи с изменение контрактных обязательств и переходом на рубли повышают вероятность возникновения «чрезвычайного уровня».
Если федеральное правительство принимает решение о третьем этапе, регулирование газоснабжения и электроснабжения переходит к Федеральному сетевому агентству, устанавливающему приоритеты распределения ресурсов: домохозяйства, соцучреждения и т.д.
Немецкая пресса подтверждает, что Федеральное сетевое агентство уже ведет переговоры с промышленностью и энергосектором для подготовки к кризису.
Зима 2022-2023 гг. указывается как возможный срок установления «чрезвычайной ситуации».
До этого периода предполагается, что поставками газа Германия обеспечена.
Тезис о невозможности существования без российского газа как раз проходит по уровням кризиса.
Конечно, рынок не переварит эмбарго или длительный перерыв в поставках в связи с согласованиями условий контракта. Как минимум взлетят спрос и цены.
Для мирной жизни сбои в ценообразовании, распад цепочек поставки, дефицит и перерывы в ресурсоснабжении представляются неприемлемыми. Но рынок можно поставить на паузу.
В рассуждениях о том, что Германия и другие страны, зависящие от российского газа, будут вынуждены пойти на компромисс с России, опускается возможность чрезвычайной аварийной ситуации и (постепенного) перехода к мобилизационной экономике.
Сейчас сложно представить, что Германия, Италия, другие европейские страны примут российский энерговызов и ответят на него эмбарго.
Это оценивается как самоубийство европейское экономики.
Многое оценивалось как невозможное еще месяц назад.