Top.Mail.Ru

Путин радикально меняет систему принятия решений

Московский центр Карнеги публикует анализ знакового заседания Совбеза от журналиста Андрея Перцева (иноагент Медуза), а мы даем его #тезисы.

➡️ На встрече с канцлером Германии Олафом Шольцем Путин говорит, что Россия выступает сторонником Минских соглашений и считать ДНР и ЛНР независимыми не намерена. За несколько дней позиция российского президента радикально меняется.

➡️ 21 февраля коллегиально-совещательная модель Совбеза (наподобие советского Политбюро) де-факто упразднена. Источник решения теперь только один: Путин больше не ориентируется на настроения ни в правящей элите, ни в российском обществе.

➡️ Серьезные люди из Совбеза, влиявшие на ситуацию в стране и мире, ведшие переговоры с американским и европейским истеблишментом на равных, больше не вторые или третьи среди равных, а простые подчиненные президента, который не готов слушать тех, чье мнение отличается от его.

➡️ Судя по речам и поведению большинства собравшихся, они не знали заранее всех деталей, о чем с ними хочет говорить президент, и были вынуждены импровизировать. Володин и Золотов сориентировались быстрее всех и удачно подыграли Путину.

➡️ Ранее Путин выступал в Совбезе скорее как арбитр. Но в этот раз быстро и жестко пресек любой плюрализм (оборванная речь Козака, повторное выступление Патрушева, укрощение Нарышкина). Роль участников свелась к тому, чтобы с энтузиазмом и безоговорочно поддержать на камеры уже принятое решение президента, о котором их заранее не оповестили.

➡️ Круг тех, кто считал признание донбасских республик слишком поспешным, не ограничивается несколькими членами Совбеза. Сигналы президенту подавали и другие представители его ближнего круга. Фракция партии «Новые люди» (близкой к братьям Ковальчукам), голосовала в Госдуме против обращения о признании. Премьер Мишустин (лояльный Геннадию Тимченко и Игорю Сечину) осторожно говорил о возможном продолжении переговоров. Эти сигналы президент предпочел игнорировать.

➡️ Путин демонстративно публично показал своему «политбюро» его новое место. Президент больше не «гарант», но начальник, приказы которого не обсуждаются. Теперь вся путинская элита находится примерно на одном уровне, ее иерархия нарушена. Старые заслуги и отношения больше не играют роли — важнее усердие в поддержке.

➡️ Дальше количество таких случаев будет только расти. При этом Путин хочет, с одной стороны, быть единоличным источником инициатив, с другой — делить ответственность за них с другими. Поэтому все чаще в дело идут публичные форматы, где элите отводится роль восторженной массовки (ср. летний съезд ЕдРа, где Путин внезапно для всех объявил список первой пятерки партсписка).

➡️ На мнение граждан президент тоже ориентируется все меньше. Тема Донбасса изначально была непопулярна в российском обществе. Во многом поэтому в 2015 году ее постепенно свели к необходимому минимуму в инфополе и старались не перегибать с поддержкой непризнанных республик. Основной упор делали на важность присоединения Крыма, а граждан старались успокоить тем, что санкции ненадолго и проблемы будут временными. Теперь власть не пытается убедить общество в своей правоте — на донбасском заседании Совбеза речь шла только о будущих трудностях, переносить которые нужно просто потому, что президент так решил.

➡️ Путин убежден, что лучше всех понимает государственное и общественное благо. В госаппарате немало тех, кто готов встроиться в новые правила и даже забегать вперед, предугадывая президентские желания. Но далеко не факт, что к этому готовы и высший нобилитет, и российское общество.

Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!