Закат российского экспорта электроэнергии
28 июля комитет по стратегии и инвестициям «Интер РАО» рассмотрел стратегию развития компании до 2025 года с перспективой до 2030 года*.
Компания отказывается от экспансии на зарубежных рынках, выходит из зарубежных активов и снижает объем внешнеторговых операций.
Аргументы Стратегии о том, что идёт переориентация на внутренний рынок, не выдерживают критики.
📌По факту единственный российский оператор экспорта-импорта электроэнергии проигрывает в конкурентной борьбе.
Есть потребность в реализации электроэнергии (электростанции Интер РАО в 1 полугодии 2020 года снизили выработку на 24,2%), есть ресурсы (чистая прибыль Интер РАО в 1 полугодии 2020 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 26,5% и составила 6,9 млрд руб.).
Нет преимуществ, которыми компания может продолжать привлекать иностранных потребителей.
В середине “нулевых” в Интер РАО гордились успешной работой на NordPool (сейчас на NordPool появляются отрицательные цены. А у нас?).
В первом квартале 2020 экспорт в Финляндию сократился на 58,1%. По сравнению с прошлым десятилетием экспорт снизился почти в 5 раз.
Десятки миллиардов долларов вложены в экспансию на зарубежные рынки: демпинговые цены, покупка мощностей, ориентированных на экспорт (Молдавская ГРЭС, вспомним К. Цуркан), ТЭО.
📌В конечном итоге за всё платит потребитель.
Напомним отдельные вехи завершающегося пути. Несмотря, что некоторым заявлениям нет и 10 лет, сегодня они звучат как планы освоения Марса:
➡️энергосистема “Мир”*
➡️строительство Выборгского преобразовательного комплекса* (экспорт в Финляндию)
➡️энергомост Россия-Белоруссия-Польша-Германия* (событие, о котором почти не осталось следов)
➡️энергомост “Россия-Япония” (в марте 1999 года в Москве был подписан договор о разработке предварительного ТЭО – предусматривалось строительство на Сахалине электростанции и транспортировка электроэнергии в Японию: сначала по воздушной линии, затем под водой на острова Хоккайдо и Хонсю. Согласно предварительному ТЭО, в 2010 году должен быть завершен 1-й этап ввода мощностей электростанции, в 2012 – 2-й. Позже идею вынашивали и в Интер РАО – 2015 год*).
➡️ А.Чубайс: перед нами поставлена важнейшая задача – наладить параллельную работу с энергосистемами стран Центральной, Западной и Восточной Европы. Это путь к созданию беспрецедентной по масштабам единой энергосистемы, покрывающей территорию от Лиссабона до Алма-Аты, от Таллина до Турина… Мы неизбежно придем к интеграции*
➡️Единое энергетическое пространство: от Урала до Лиссабона: уже 14 энергосистем 14 стран СНГ и Балтии работают параллельно. Однако “энергетическая экспансия” Холдинга на этом не останавливается: в планах – создание единой энергосистемы от Урала до Лиссабона… Чубайс: Уже через четыре года в Евразии начнет работу энергообъединение такого масштаба, которого ни по установленной мощности, ни по количеству населения, ни по уровню требований к ведению режимов, к статическо-динамической устойчивости “еще не было в истории”* от РАО не скрыться даже за Карпатами*
➡️поставки электроэнергии в Азербайджан и Турцию (в 2014 Интер РАО реанимировал проект), планы поставок в Иран*, закончившиеся встречными планами Ирана поставлять электроэнергию в Россию*
➡️проект объединения энергосистем ЕЭС/ОЭС и UCTE* *. На этот проект в десятые продолжали смотреть с оптимизмом*, а Новак из года в год заявлял, что РФ хочет создать транснациональную энергетическую инфраструктуру*.
В 2020 году российская экспортно-импортная электроэнергетическая монополия заявляет о планах кушать за счет отечественного потребителя – “расти внутрь” (в формулировке “Коммерсанта”).
А чиновники спустя 12 лет после формального завершения энергореформы, появления конкуренции и тонн принятой нормативной документации продолжают разбираться, как учитывать объемы экспорта в энергобалансе и правильно считать тарифы*.
Слона уже давно не видно.