2 месяца торговли газом “за рубли”.
Спустя 2 (!) месяца после опубликования Указа Президента РФ №172, устанавливающего порядок оплаты российского газа за евро (но за рубли), можно издавать многотомник высказываний о том, как Кремль смог переиграть энергокомпании и правительства “недружественных стран”, и наоборот – о стойкости противостояния Европы газовому шантажу, но по-прежнему непонятно, как Указ выполняется.
Не вполне ясно, какие компании дают поручения (и дают ли) на конвертацию в рубли евро, поступивших в качестве оплаты за газ, какие страны приняли все условия Указа №172 (без индивидуальных “смягчений”) и какие (страшные) последствия произошли в странах, куда Газпром прекратил поставки.
Ни Газпром, ни его недружественные партнеры не разъясняют нюансы достигнутых договоренностей.
Переговоры о том, как выполнить «условия-172» и не нарушить санкции против России, продолжались внутри ЕС, между Газпромом и его контрагентами, на уровне правительств весь апрель-май.
Все энергокомпании, о которых российская и зарубежная пресса пишет как о «договорившихся» заявили об оплате в евро:
Германская VNG, греческая DEPA – оплатили счет в евро.
RWE: «Мы готовы к оплате в евро и открыли соответствующий счет [sic! счет – в единственном числе, а не счета в евро и рублях]. Поэтому мы действуем в соответствии с европейским и немецким законодательством».
Uniper: «Открыли [] счет в Газпромбанке и, таким образом, приняли меры для предусмотренного договором платежа в евро в соответствии с новым платежным механизмом».
Engie (Франция): «Группа предприняла необходимые шаги, чтобы выполнить платежные обязательства, если это соответствует европейским санкциям».
OMV (Австрия): «Мы внедрили процесс оплаты, соответствующий санкциям, который обеспечивает своевременную оплату поставок газа».
ČEZ (Чехия): «Мы произвели платеж в евро в соответствии с рекомендацией Европейской комиссии».
SPP: «Словакия оплатила апрельский счет в евро в соответствии с действующим договором… на основании мнения ЕС о том, что такая оплата не является нарушением или обходом санкций».
Geoplin: «договорилась о процедуре оплаты, соответствующей контракту и в то же время мерам и рекомендациям институтов ЕС».
И лишь итальянская Eni заявила, что о намерении выполнить Указ-172: «Eni has begun the process of opening two … accounts at Gazprom Bank, on a precautionary basis (one in euros and the second in rubles)».
Несмотря на «сдержанные» пресс-релизы недружественных энергокомпаний, можно полагать, что порядок оплаты газа за евро с последующей конвертацией в рубли они выполнили. Не исключено, что и вкрадчивые «процедурные требования» Указа-172 по результатам переговоров чуть «смягчены».
Оплату “по новой схеме” подтвердили в Uniper и OMV.
На сегодняшний момент не смогли договориться:
Польская PGNiG и болгарская «Булгаргаз» (поставки приостановлены 27 апреля).
Финский Gasum (правительство Финляндии отклонило новый способ оплаты 28 апреля. Поставки прекращены 21 мая).
Для нидерландской GasTerra B.V. дата приостановки поставок 31 мая.
Датская Orsted Salg & Service A/S и Shell Energy Europe Limited – полная приостановка поставок газа с 1 июня 2022 года.
Почему для польских и болгарских компаний последствия неоплаты наступили на месяц раньше, чем, например, для датских и финских – тема для отдельного исследования.
При этом «недоговорившиеся» Нидерланды и Финляндия продолжают импорт российского газа
Финляндия получает российский газ через Эстонию (в том же объеме, что и прежде – около 3 млн кубометров в сутки).
Нидерланды покупают российский газ у RWE и Uniper.