Газорубли vs газоевро на спецсчетах типа «К»
Новый день – новый виток энергокризиса.
Сегодня в повестке:
✔️Удар по нефтебазе в Белгороде
✔️Распоряжение Д.Байдена высвободить и направить на рынок нефть из стратегических запасов (до 1 млн. баррелей в день – это крупнейшие с момента создания резерва в 1974 году объемы)
✔️Указ о специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа.
Интрига разворачивающегося кризиса в том, удастся ли кому-то из участвующих как-то притормозить события, а не подливать масла в огонь.
Распоряжение Байдена, Указ Путина о переходе на рубли в расчетах за газ могли бы рассматриваться как попытки замедлить идеальный шторм на рынке энергоресурсов, но сейчас 1 млн. баррелей не удержат рынок, а у российского Указа (как у нас водится) в тексте есть «темные пятна», которые позволяют и в дальнейшем «маневрировать».
«Темное пятно» (не единственное) – п. 6 Указа:
«Иностранный покупатель производит перевод средств на специальный валютный счет типа «К» в иностранной валюте, указанной в контракте на поставку природного газа, а уполномоченный банк на основании поручения иностранного покупателя, полученного в порядке, установленном правилами уполномоченного банка, осуществляет продажу иностранной валюты, поступившей от иностранного покупателя на такой счет, на организованных торгах, проводимых публичным акционерным обществом «Московская Биржа ММВБ – РТС», зачисляет вырученные средства в рублях на специальный рублевый счет типа «К» этого иностранного покупателя и производит перевод зачисленных средств в рублях на открытый российским поставщиком в уполномоченном банке рублевый счет».
Как известно, Путин успокаивал Шольца, убеждая, что для недружественных партнеров Газпрома мало что изменится – они продолжат платить в евро, а всю «грязную» работу выполнит уполномоченный банк (Газпромбанк).
Но на то должна быть добрая воля иностранного покупателя, решившего плюнуть на византийские уловки Кремля и пойти на, казалось бы, легкий компромисс – дать поручение на «грязную работу».
Вроде бы всё сделано, чтобы отказывающимся иметь дело с рублем сохранить лицо, чуть отодвинуть перспективу разорительного для Европы газового голодания и притормозить энергокризис.
Однако было бы наивно полагать, что эти «странные» европейцы не увидят «уловки»:
Уловка-1: проблемы с обменным курсом, в которую окажутся непосредственно вовлечены иностранные партнеры. Полноценное выполнение обязательств по оплате газа будет связано с курсом рубля на ММВБ. Управляющая курсом российская сторона в зависимости от ситуации будет способна преподнести неприятные сюрпризы, а своими поручениями на конвертацию иностранные покупатели фактически дают согласие на это.
Уловка-2: Обязательства по контракту считаются исполненными после зачисления «газорублей» на рублевый счет. Иностранные покупатели соглашаются быть зависимыми от работы ММВБ, праздников, действий уполномоченного банка… наших внутренних биржевых кризисов, которые, учитывая нарастающее санкционное давление, можно предвидеть.
Т.е. придётся уполномочить российскую сторону на ряд действий, влиять на которые иностранный потребитель не сможет.
Примут ли в Германии, Италии, Австрии, других странах эту «уловку»?
Нет.
Указ о «газорублях» не приостановит идеальный шторм энергокризиса, но может стать его катализатором.