Top.Mail.Ru

Приватизация ОРТ. Оцифрованные документы. Разбор.

Поскольку за прошедшее десятилетие оцифровали многие архивы, можно, не поддаваясь на внешние попытки настроить ваше эмоциональное отношение к прошедшему с Россией в 90-е годы, обратиться к документам (в т.ч. чтобы почистить сознание от ложных шаблонов и клише).

Возьмем такую важнейшую составляющую информационной жизни нашего общества как ТВ — многие, надеясь втолкнуть в ваше сознание ложные смысловые конструкции, по-прежнему указывают, что в конфликте холодильника и ТВ побеждает ТВ, яростно клеймят госпропаганду и т.д.

В 90-е произошли тектонические изменения в части управления информационным воздействием на общество.

Документальное оформление этого. Отдельные документы (нет протоколов и пояснительных записок Счетной палаты, результатов оценок имущества, Приказов ГКИ, документов ФСРТР и т.д.)

Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 331
О телерадиокомпании “Останкино”

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&collection=1&publ=1&coll_oid=0&coll_year=0&coll_volume=0&a6type=1&a6from=&a6to=&a6date=&a4=331&a4type=1&a1=&a0=&sort=7&x=60&y=10

Обеспечить передачу компании “Останкино” государственного имущества
рассмотреть вопрос о создании на базе государственной телерадиокомпании “Останкино” акционерного общества с привлечением
в качестве акционеров всех заинтересованных государств – членов Содружества Hезависимых Государств, юридических лиц и граждан;

Следующий шаг:
Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 20.01.1992 № 2113-I
О Всероссийской государственной телерадиокомпании

Здесь тоже всё понятно: обеспечить ресурсами, изыскать средства, обеспечить финансирование, передать корпункты, выделить необходимые
средства.

Не будем останавливаться на важных документах, которые могут отвлечь в сторону:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.1992 № 2171-р
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&collection=1&publ=1&coll_oid=0&coll_year=0&coll_volume=0&a6type=1&a6from=&a6to=&a6date=&a4=2171-%F0&a4type=1&a1=&a0=&sort=7&x=32&y=12

Указ Президента Российской Федерации от 25.12.1992 № 1647
О Федеральном информационном центре России

Указ Президента Российской Федерации от 19.01.1993 № 101
О придании Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании статуса общегосударственной телерадиокомпании
(хотя в этом указе есть несколько существенных моментов:
В целях укрепления материально-технической базы освободить
Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную
компанию от продажи на внутреннем рынке валютной выручки и уплаты
импортных пошлин при закупке техники для производства
телерадиопрограмм, кино- и видеопленки, теле-, радио- и
аудиовизуальной продукции.
5. Председателю Всероссийской государственной телевизионной и
радиовещательной компании Попцову О. М. в месячный срок представить
в установленном порядке на утверждение Положение о Всероссийской
государственной телевизионной и радиовещательной компании.
 (ВГТРК)

И вот новый действительно важный документ:
Указ Президента Российской Федерации от 20.03.1993 № 377
О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещению

Совету Министров – Правительству Российской Федерации
совместно с Федеральным информационным центром России в месячный
срок сформировать рабочую группу в составе представителей
заинтересованных министерств и ведомств, телерадиокомпаний (в том
числе территориальных), журналистских союзов и организаций, ученых,
специалистов в области средств массовой информации и средств связи.

3. Основными задачами рабочей группы считать:
разработку предложений по реорганизации системы
телерадиовещания в Российской Федерации в целях создания
конкурентной системы государственного, общественного и частного
телевидения и радио;
разработку предложений по реорганизации системы финансирования
телевидения и радио в целях создания конкурентной системы
телерадиовещания;
разработку пакета законопроектов о телерадиовещании.

5. Российской государственной телерадиокомпании “Останкино” и
Федеральной телерадиовещательной службе “Россия” в недельный срок
утвердить перечень программ и подразделений, имеющих статус
информационных.
Впредь до принятия закона, регулирующего деятельность
государственного телерадиовещания, запретить Российской
государственной телерадиокомпании “Останкино” и Федеральной
телерадиовещательной службе “Россия” производить реорганизацию и
ликвидацию информационных программ и подразделений, а также
создание и деятельность организационных структур и должностей, в
функции и компетенцию которых входит цензорный контроль
информационных программ и подразделений.
Должностные лица, в функции и компетенцию которых входит
профессиональный контроль за содержанием информационных программ,
приостанавливают членство в руководящих органах политических партий
и движений. 

МИНИМАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЙ
К ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЮ

1. Рынок информации
Предоставлять телезрителю (радиослушателю) возможность выбора
программ с учетом региональных, национальных и иных интересов, хотя
и необязательно в рамках одного канала вещания.

2. Свобода мнений
Сочетать свободу выражения мнений с уважением права на ответ,
на опровержение.

4. Информационное равновесие
Избегать защиты интересов тех или иных политических групп и
исключить политическое давление, лоббирование или контроль
информационных программ и подразделений.

5. Профессиональная ответственность
Рассматривать самоконтроль журналиста, его ответственность за
подготавливаемые и распространяемые сообщения и материалы как
непременное профессиональное требование.

6. Электронная экология
Снижать информационную “загрязненность” телерадиопрограмм,
повышать требования к культурному уровню и образовательному
потенциалу передач.

7. Защита целостности
Обеспечивать защиту целостности произведений искусства в
телерадиопрограммах, не допускать их дробления рекламой.

Указ Президента Российской Федерации от 02.04.1993 № 421
О гарантиях информационной стабилизации в деятельности Российской государственной телерадиокомпании “Останкино”
Совету Министров – Правительству Российской Федерации
обеспечить: закрепление в установленном порядке за Российской
государственной телерадиокомпанией “Останкино” на праве полного
хозяйственного ведения имущества, находившегося на ее балансе по
состоянию на 1 января 1993 года; 

Российской государственной телерадиокомпании “Останкино” в
трехмесячный срок представить на утверждение Совета Министров –
Правительства Российской Федерации предложения по приведению в
соответствие с действующим законодательством Российской Федерации
взаимоотношений Российской государственной телерадиокомпании
“Останкино” с предприятиями и организациями, отнесенными
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1992 г.
N 300 “Об обеспечении деятельности Российской государственной
телерадиокомпании “Останкино” к числу подведомственных этой
телерадиокомпании.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.1993 № 1-I
По делу о проверке конституционности постановления девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 29 марта 1993 года “О мерах по обеспечению свободы слова на государственном телерадиовещании и в службах информации”
=====================

период совсем важных документов:
Распоряжение Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 03.10.1993 № 1748-р

Распоряжение Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.06.1993 № 1108-р
образовать рабочую группу для разработки предложений по
реорганизации системы телерадиовещания в Российской Федерации в
составе согласно приложению.
Юсицков О. П. – заместитель Министра печати и информации
Российской Федерации (руководитель
группы)

По идее по результатам работы этой группы должно родиться какое-то предложение о реорганизации — спросить можно у руководителей группы

поработали они хорошо, потому что уже в сентябре 1993 года
Указ Президента Российской Федерации от 07.09.1993 № 1360
О порядке акционирования государственных предприятий по обслуживанию телерадиовещания

Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом преобразовать до 1 ноября
1993 г. 
в установленном порядке в акционерные общества с
последующей приватизацией государственные предприятия по
обслуживанию телерадиовещания согласно приложению.
При формировании комиссий по приватизации указанных
предприятий предусмотреть обязательное включение в них
представителей государственных и муниципальных предприятий
телевидения и радиовещания (телерадиокомпаний).
Включить в уставный капитал образуемых акционерных обществ
находящиеся на балансе преобразуемых предприятий объекты
социально-культурной сферы и другие объекты по обслуживанию
работников (за исключением объектов жилищного фонда и объектов, не
подлежащих приватизации) с обязательным сохранением их профиля.
3. Установить, что не менее 51% голосующих акций акционерных
обществ, образуемых на базе государственных предприятий по
обслуживанию телерадиовещания, закрепляются в установленном порядке
в федеральной собственности на 3 года. 

4. Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом при проведении приватизации
предприятий по обслуживанию телерадиовещания:
предусмотреть по согласованию с Государственным комитетом
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур включение в уставы образуемых акционерных
обществ норм, препятствующих злоупотреблению ими своим доминирующим
положением;
обеспечить на период, указанный в пункте 3, формирование не
менее 51% состава советов директоров образуемых акционерных обществ
из представителей государственных и муниципальных телерадиокомпаний
пропорционально объемам потребляемых последними товаров (работ,
услуг), реализуемых этими акционерными обществами.
5. Рекомендовать телерадиокомпаниям, представители которых
включены в советы директоров создаваемых акционерных обществ,
сформировать совещательный орган с участием других предприятий
телевидения и радиовещания, являющихся потребителями товаров
(работ, услуг), реализуемых этими акционерными обществами, для
взаимоувязки их интересов.

П Е Р Е Ч Е Н Ь
государственных предприятий по обслуживанию
телерадиовещания, преобразуемых в акционерные общества

Телевизионный технический центр – 127000, г. Москва,
ул. Королева, 12 

Государственный дом радиовещания и звукозаписи – 121812,
г. Москва, ул. Качалова, 24
Всероссийский технологический центр – 129282, г. Москва,
Чермянский проезд, 7
Экспериментальный завод телерадиовещательной аппаратуры –
105318, г. Москва, Измайловский вал, 2
Опытный завод в г. Волгограде – 400014, г. Волгоград,
ул. Шкирятова, 17
Опытное производство ВНИИТР – 123298, г. Москва, 3-я
Хорошевская, 12
Творческо-производственное объединение “Союзтелефильм” –
127000, г. Москва, ул. Королева, 12
Главный информационно-вычислительный центр – 112162,
г. Москва, ул. Шаболовка, 37
Союзтелерадиосервис – 129282, г. Москва, Чермянский проезд, 7
Специализированное автотранспортное предприятие – 123290,
г. Москва, 2-я Магистральная,10
Ремонтно-строительное управление – 113054, г. Москва,
Озерковская наб., д. 52а
Ремонтно-строительный участок Телевизионного технического
центра – 127000, г. Москва, ул. Королева, 12
Типография – 113326, г. Москва, ул. Пятницкая, 25
Комбинат питания “Пятницкий” – 113326, г. Москва,
ул. Пятницкая, 25
Комбинат питания Телевизионного технического центра – 127000,
г. Москва, ул. Королева, 12
Внешнеторговое объединение “Совтелеэкспорт” – 127000,
г. Москва, ул. Пятницкая, 25.
Производственно-хозяйственное объединение – 113326, г. Москва,
ул. Пятницкая, 25

=================

Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2255
О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 456
О мерах по завершению чековой приватизации и обеспечению гражданам Российской Федерации гарантии использования приватизационных чеков

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.1994 № 458
О Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию
5. Государственному комитету Российской Федерации по
управлению государственным имуществом оформить передачу Федеральной
службе России по телевидению и радиовещанию в оперативное
управление находящегося в федеральной собственности
государственного имущества согласно приложению.

совместно с Министерством финансов Российской Федерации и
государственными телерадиовещательными организациями в месячный
срок привести в соответствие объемы государственного
телерадиовещания с объемом его финансирования за счет федерального
бюджета;
в месячный срок внести в Правительство Российской Федерации
предложения о реорганизации Российской государственной
телерадиокомпании “Останкино”. 

Руководители ФСТР:
ЯКОВЛЕВ Александр Николаевич. Назначен 22 декабря 1993, 17 марта 1995 освобожден от должности по его просьбе, возглавил АО “ОРТВ”
ЛАЗУТКИН Валентин Валентинович. Назначен 17 марта 1995

Федеральный закон от 01.07.1994 № 9-ФЗ
О федеральном бюджете на 1994 год

===================================

РАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 2 сентября 1994 г. N 1409-р
г. Москва

В целях защиты прав потребителей от недобросовестной рекламы,
которая дезинформирует потребителя и наносит ущерб государственным
и общественным интересам, и на основании Законов Российской
Федерации “О средствах массовой информации” и “О защите прав
потребителей”:
1. ФСТР России, РГТРК “Останкино”, ВГТРК и другим
государственным организациям, осуществляющим телерадиовещание в
Российской Федерации, а также редакциям газет “Российская газета” и
“Российские вести” совместно с ГКАП России незамедлительно принять
меры к приостановке и недопущению впредь выпуска в эфир
(публикаций) рекламы услуг банков, финансовых, страховых,
инвестиционных предприятий, учреждений и организаций, акционерных
обществ, иных юридических лиц и граждан-предпринимателей (далее
именуются – рекламодатели), привлекающих средства граждан и
юридических лиц с нарушением требований действующего
законодательства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации
признавать недействительными договоры и соглашения о рекламе
деятельности вышеназванных рекламодателей в государственных
средствах массовой информации.
2. ГКАП России в порядке обеспечения контроля за
добросовестностью рекламы совместно с ФСТР России определить
порядок рассмотрения дел по фактам нарушения принципов
добросовестности конкуренции и прав потребителей на получение
достоверной информации при рекламе на радио и телевидении услуг
банков, финансовых, страховых, инвестиционных предприятий,
учреждений и организаций, акционерных обществ, иных юридических лиц
и граждан-предпринимателей.
3. ГКАП России, ФСТР России при участии Роскомпечати
рассмотреть вопрос о целесообразности создания межведомственного
совета по рекламе и внести согласованные предложения в
Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации В. Черномырдин


===========

самым главным считают

Указ Президента Российской Федерации от 29.11.1994 № 2133
О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения

и вот здесь действительно появляются “белые пятна”

Появляется документ (!):
Предложение РГТ “Останкино”, согласованное с Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию, о вхождении этой телерадиокомпании на правах соучредителя в акционерное общество “Общественное российское телевидение” с закреплением 51 процента акций в федеральной собственности.

Т.е. имеет Предложение (где оно?)), которое должен был подписать подписать А.Н. Яковлев (возглавляет Останкино) и согласовать А.Н. Яковлев (какова ирония) — 1993—1995 году также возглавлял Федеральную службу по телевидению

Благо у А.Н.Яковлева есть вполне себе живые заместители, которые не не могут ответить отказом на просьбу об изложении своих комментариев по поводу согласования президентом Предложения РГТ.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.1994 № 2020-р

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
                              Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 
 
                           от 30 декабря 1994 г. N 2020-р 
                                      г. Москва 
 
 
             Во исполнение Указа  Президента  Российской  Федерации  от  29 
        ноября  1994  г.  N  2133 "О совершенствовании эксплуатации первого 
        частотного  (г. Москва)   канала    телевидения    и    сети    его 
        распространения"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 
        1994, 32, ст. 3332): 
             1. ФСТР  России и Минсвязи России выдать акционерному обществу 
        "Общественное российское телевидение" в  месячный  срок  с  момента 
        регистрации  устава  акционерного  общества  лицензию на вещание по 
        первому  частотному (г. Москва)  каналу  телевидения  и  сети   его 
        распространения,   включая   систему  распространения  телепрограмм 
        "Орбита", и лицензию на деятельность по связи в области телевидения 
        и радиовещания в соответствии с действующим законодательством. 
             2. Минсвязи России обеспечить с 1 февраля 1995  г.  трансляцию 
        программ    акционерного    общества    "Общественное    российское 
        телевидение" по первому частотному  (г. Москва) каналу телевидения, 
        а также по системе спутникового телевидения "Москва-Глобальная",  с 
        сохранением сети  и  условий  распространения  программ  Российской 
        государственной телерадиокомпании "Останкино". 
             3. Минэкономики России, Минфину России, МВЭСу России, Минсвязи 
        России,   Минюсту   России,  Госкомимуществу  России,  ГТК  России, 
        Госналогслужбе  России,  ФСТР  России  установить  правовой   режим 
        хозяйственной  деятельности,  определенный  в  пункте  3 названного 
        Указа, для создаваемого АО "Общественное российское телевидение". 
             По вопросам,   требующим   решения   Правительства  Российской 
        Федерации,   внести   в   установленном    порядке    согласованные 
        предложения. 
             4. Госкомимуществу России в 2-недельный срок: 
             совместно с  Минфином  России определить форму внесения вклада 
        государства в уставный капитал в размере не менее 51 процента; 
             разработать совместно  с  другими учредителями и представить в 
        Правительство Российской Федерации проект устава  АО  "Общественное 
        российское телевидение". 
 
 
             Председатель Правительства 
             Российской Федерации                             В.Черномырдин 

Далее следует обратить внимание, что появляется Госкомимуществом России проекта устава акционерного общества “Общественное российское телевидение” — Госкомимущество должно его рассмотреть и обеспечить регистрацию в установленном порядке.

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
                              Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 
 
                            от 21 января 1995 г. N 97-р 
                                    г. Москва 
 
 
             Во исполнение  Указа  Президента  Российской  Федерации  от 29 
        ноября 1994 г.  N 2133 "О  совершенствовании  эксплуатации  первого 
        частотного   (г. Москва)    канала    телевидения    и   сети   его 
        распространения" (Собрание законодательства  Российской  Федерации, 
        1994, N 32, ст. 3332): 
             1. Принять  предложение  Госкомимущества  России   о   составе 
        государственных  предприятий  -  учредителей  акционерного общества 
        "Общественное российское телевидение" и  распределении  между  ними 
        части  акций,  закрепленных  в федеральной собственности,  согласно 
        приложению. 
             2. Одобрить   представленный  Госкомимуществом  России  проект 
        устава акционерного общества "Общественное российское телевидение". 
             Госкомимуществу России   обеспечить   утверждение  одобренного 
        проекта  устава  акционерного  общества  "Общественное   российское 
        телевидение" и его регистрацию в установленном порядке. 
             3. Утвердить прилагаемый список представителей  государства  в 
        органах  управления  акционерного общества "Общественное российское 
        телевидение". 
             Госкомимуществу России  обеспечить  заключение в установленном 
        порядке договоров на представление интересов государства в  органах 
        управления этого акционерного общества. 
             4. Установить,  что   голосование   на   собрании   акционеров 
        акционерного  общества  "Общественное  российское  телевидение"  по 
        пакету акций, закрепленных в федеральной собственности (в том числе 
        распределенных      между      государственными     предприятиями), 
        осуществляется на согласованной основе представителями  государства 
        в органах управления акционерного общества. 
             На собрании  акционеров  решение  представителей   государства 
        принимается  квалифицированным  большинством  в две трети от общего 
        числа акций, закрепленных в федеральной собственности. 
             5. Отчуждение    и    обременение   акций,   закрепленных   за 
        государственными предприятиями, осуществляется на основании решения 
        Правительства Российской Федерации. 
 
 
             Председатель Правительства 
             Российской Федерации                            В. Черномырдин 
             __________________________ 
 
 
 
             ПРИЛОЖЕНИЕ 
             к распоряжению Правительства 
             Российской Федерации 
             от 21 января 1995 г. 
             N 97-р 
 
 
 
                                    С О С Т А В 
 
              государственных предприятий - учредителей акционерного 
          общества "Общественное российское телевидение" и распределение 
                между ними части акций, закрепленных в федеральной 
                                   собственности 
 
             Наименование государственных        Количество 
                     предприятий                    акций 
                                                 (процентов) 
 
             РГТРК "Останкино"                        9 
 
             ИТАР-ТАСС                                3 
 
             Государственное предприятие 
             "Телевизионный технический центр"        3 
 
 
                                    ___________ 
 
 
 
             УТВЕРЖДЕН 
             распоряжением Правительства 
             Российской Федерации 
             от 21 января 1995 г. 
             N 97-р 
 
 
 
                                    С П И С О К 
 
                  представителей государства в органах управления 
            акционерного общества "Общественное российское телевидение" 
 
             Чубайс А. Б. - Первый заместитель  Председателя  Правительства 
        Российской Федерации 
             Тарпищев Ш. А. - председатель ГКФТ России 
             Шабдурасулов И. В. -  начальник Департамента культуры Аппарата 
        Правительства Российской Федерации 
             Горохов В. Н.   -    директор   государственного   предприятия 
        "Телевизионный технический центр" 
             Игнатенко В. Н. - генеральный директор ИТАР - ТАСС 
             Яковлев А. Н. - председатель РГТРК "Останкино

Далее появляется сразу несколько важных документов — снова предложение, теперь Госкомимущества об оплате акций — но что значит “соответствующей части имущества”?
Но оценку этого имущества требуется произвести — и на выходе тоже должен получиться документ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
                              Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 
 
                            от 4 апреля 1995 г. N 435-р 
                                     г. Москва 
 
 
             В целях  обеспечения  оплаты части акций акционерного общества 
        "Общественное российское телевидение": 
             1. Принять  предложение  Государственного  комитета Российской 
        Федерации по управлению  государственным  имуществом  и  Российской 
        государственной  телерадиокомпании  "Останкино" о внесении в оплату 
        акций акционерного общества "Общественное российское  телевидение", 
        закрепленных   за   государством   и   Российской   государственной 
        телерадиокомпанией  "Останкино",  соответствующей  части  имущества 
        этой телерадиокомпании, находящегося в загранучреждениях. 
             2. Согласиться   с    предложением    акционерного    общества 
        "Общественное  российское телевидение" и Российской государственной 
        телерадиокомпании  "Останкино"  о  выкупе   акционерным   обществом 
        "Общественное  российское  телевидение"  указанного выше имущества, 
        которое  останется  после  оплаты  части  акций,  закрепленных   за 
        государством   и   Российской   государственной  телерадиокомпанией 
        "Останкино",  и  направлении  полученных   средств   на   погашение 
        задолженности    Российской    государственной    телерадиокомпании 
        "Останкино" государственному предприятию "Телевизионный технический 
        центр им.50-летия Октября". 
             3. Оценку  недвижимого  имущества  Российской  государственной 
        телерадиокомпании  "Останкино",  находящегося  в загранучреждениях, 
        осуществить с учетом рыночных цен,  сложившихся на 1 января 1995 г. 
        по местонахождению имущества. 
 
 
             Председатель Правительства 
             Российской Федерации                            В. Черномырдин 

Далее один за другим следуют документы, указывающие на желание депутатов Госдумы разобраться, что же собственно произошло

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 07.06.1995 № 835-I ГД
Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.07.1995 № 990-I ГД
О федеральном радиовещании России

РАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
                              Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е 
 
                            от 17 июля 1995 г. N 991-р 
                                     г. Москва 
 
 
             1. Закрепить за ФСТР России на праве  оперативного  управления 
        относящееся    к   федеральной   собственности   имущество,   ранее 
        находившееся в хозяйственном ведении  РГТРК  "Останкино",  согласно 
        приложению. 
             Госкомимуществу России  оформить   в   установленном   порядке 
        передачу ФСТР России указанного имущества. 
             2. Передать в ведение ФСТР России арендуемые РГТРК "Останкино" 
        помещения, расположенные в г.Москве по следующим адресам: 
             Пятницкая ул., д. 31/2, строение 16; 
             Большая Татарская ул., д. 5/14, строение 5; 
             Климентовский пер.,  д.  6,  строение 1 (часть  1-го  этажа  и 
        подвала общей площадью 406,4 кв. метра); 
             Руновский пер., д. 5, строение 2 (подвал); 
             Руновский пер., д. 11/13, строение 2 (подвал); 
             Мясницкая ул., д. 13, строение 11 (часть здания общей площадью 
        271 кв. метр); 
             Аргуновская ул.,  д.  12 (часть 1-го этажа общей площадью  604 
        кв. метра). 
             Правительству Москвы переоформить на ФСТР  России  заключенные 
        ранее с РГТРК "Останкино" договоры аренды указанных помещений. 
 
 
             Председатель Правительства 
             Российской Федерации                            В. Черномырдин 
             __________________________ 


указ о ликвидации РГТРК “Останкино”

Указ Президента Российской Федерации от 06.10.1995 № 1019
О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации

и

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.10.1995 № 1405-р

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 № 289
О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации по вопросам телерадиовещания

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.10.1995 № 1188-I ГД
О результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании “Останкино”, проведенной Счетной палатой Российской Федерации

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.05.1997 № 1415-II ГД
О поручении Счетной палате Российской Федерации
Поручить Счетной палате Российской Федерации провести
проверку использования средств, выделенных из федерального бюджета,
и федеральной собственности телекомпанией “НТВ”.
2. О результатах проверки Счетной палате Российской Федерации
информировать Государственную Думу до 1 июля 1997 года.

Заседания Госдумы

Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Первый созыв
Заседание: 10.03.1995
Вопрос: О положении дел в РГТРК “Останкино” и о создании АО “Общественное российское телевидение”
Выступает: ЯКОВЛЕВ А.Н.
ЯКОВЛЕВ А.Н.  Что касается акционеров, то здесь тоже нет ни малейшего секрета. Если хотите, я могу вам или передать список акционеров, или перечислить их, это все напечатано. Пожалуйста, пожалуйста.
ЯКОВЛЕВ А.Н.  Вот здесь у меня список, пожалуйста, я могу вам зачитать. Если вас интересуют представители коммерческих структур, то это от акционерного общества “Ассоциация независимых телекомпаний” – Лесневская, от “ЛогоВАЗа” – Жабоев, от Национального фонда спорта – Федоров, от банка “Менатеп” – Ходарковский, от банка “Национальный кредит” – Бойко, от банка “Столичный” – Смоленский, от Газпрома – Вяхирев, от “Альфа-банка” – Фридман, от “Объединенного банка” – Громов, от торговой компании “Микродин” – Ефанов. Я вам перечислил всех акционеров. Вот все они здесь, пожалуйста.

Нами получено временное свидетельство о регистрации. И все законные положения там перечислены, ну и так далее.

Мы находимся в самом начале. В связи с последним трагическим событием у нас сейчас голова кругом идет, кого нам попросить быть генеральным директором телевидения. Но этот вопрос, я думаю, мы решим в ближайшие дни.

БРАТИЩЕВ И.М. Александр Николаевич, у меня такой вопрос. Все, что вы перечислили, у нас есть в тех документах, которые нам раздали сегодня утром. И в частности, есть состав попечительского совета акционерного общества “Общественное российское телевидение”. Скажите, по каким принципам этот состав утверждался? Кто предлагал кандидатов? Отражает ли этот состав, так сказать, весь спектр интересов нашего общества? И почему в этой бумаге Анатолий Борисович Чубайс два раза записан? Два раза член совета Чубайс А.Б. Это что, два голоса у него, что ли?

ЯКОВЛЕВ А.Н.  Я думаю, это техническая ошибка. И, конечно, он один из постов должен покинуть.

И второй вопрос в этой связи. Кто и каким образом определял состав учредителей не со стороны государства? Как определялась их доля? Как определялась величина их вклада в уставный капитал? Ответьте, пожалуйста.

ЯКОВЛЕВ А.Н.  Вы знаете, по-моему, уставный капитал и другие моменты были определены все-таки в процессе длительного обсуждения. Перебирался весь состав наиболее крупных банков, торговых компаний. Одни отпадали, скажем, “Инкомбанк”, который поначалу согласился, потом отказался. Предлагалось и другим, некоторые колебались, потом согласились. То есть это длительный процесс, скоро будет год, как он начался. И сказать, что кто-то определял вот это, кто-то это, а кто-то это, нельзя. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что там есть промышленные группы и банки, не только не всегда находящиеся в лучших отношениях друг с другом, а достаточно сильно соперничающие. Поэтому сказать, что тут какая-то одна группировка, я бы не решился.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Семаго Владимир Владимирович.


СЕМАГО В.В. Спасибо. И тем не менее я хочу еще раз привлечь ваше внимание к этой теме. Понимаете, наше представление об акционерном обществе закрытого типа – это всегда местное что-то такое, знаете, семейный бизнес всегда бывает закрытый. Близкие друзья всегда закрытые акционерные общества делают. Сама по себе схема, избранная вами, наводит на размышление, что все-таки очень уж локально принималось решение, между своими. Не могли бы вы мне все-таки пояснить, кто принимал решение по конкретным… ведь не создана была компания! Кто говорил, что ты войдешь, а ты не войдешь? Кто давал вот эту директиву? Потому что для нас, депутатов, это чрезвычайно важное обстоятельство. Спасибо.

ЯКОВЛЕВ А.Н.  Никто не давал.
СЕМАГО В.В. Само произошло. Я правильно понимаю?
ЯКОВЛЕВ А.Н.  Нет, это не само произошло. Мы встречались и отдельно, с глазу на глаз, и группами. А что касается того, что решалось между своими, можете надо мной посмеяться или не поверить даже, но, к стыду своему, я некоторых банкиров в лицо не знаю. Так что “между своими”, тут я вам совершенно честно говорю, не подходит.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Исаков Владимир Борисович.


ИСАКОВ В.Б. У меня два вопроса, если позволите. И тоже по правовой стороне дела. Александр Николаевич, вы сказали, что телевизионный центр “Останкино” ничего не имеет и ничего не вносил из имущества. Но я вижу, что против вашей строчки стоит сумма в 900 млн. рублей, почти миллиард. Это что, пустые нули, за ними ничего не стоит? Или вы что-то вносили действительно? И чьи это деньги? Это первый вопрос, если можно.

И второй вопрос я сразу задам. Вы сказали, что телевизионный технический центр, то есть техника, которая помогает осуществлять телепередачу, осталась в собственности государства. Не означает ли это, что (извините, я тоже прямое слово употреблю) ваша компания, оставив в собственности государства все это имущество, присвоила ту продукцию, которую оно производит, – телевизионное время, а запчасти, электричество – это все пусть государство делает?

Вот два вопроса, пожалуйста.

ЯКОВЛЕВ А.Н.  Начну со второго. Как это присвоить, как это зарабатывать… электричество?.. Да мы же за все платим! Ну что вы, господа! (Шум в зале, выкрики.) Из общих денег, которые отпускаются нам, 80 процентов идет на связь, то есть из денег, которые непосредственно нам поступают, 80 процентов идет на связь. Понимаете? Мы несколько раз ставили вопрос: избавьте нас от этих 80 процентов, платите прямо. Но нет, прямо не получается, потому что, скажем, сегодня нам выделяют 10 миллиардов, из них 2 миллиарда – НДС, а 8 миллиардов идет в Министерство связи. А они говорят: что же вы не дали? Нам надо 10. Нет, мы вам дали 10, а уж как вы заплатили этому Министерству связи за вычетом НДС (2 миллиарда), это уже вроде бы никого не касается. Понимаете, мы платим за это деньги: и за свет, и за аренду, и абсолютно за все. И даже за студии. (Шум в зале.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Александр Николаевич, спасибо.
Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Первый созыв
Заседание: 11.10.1995
Вопрос: О проекте постановления Государственной Думы о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании “Останкино”, проведенной Счетной палатой Российской Федерации.
Выступает: ПОЛТОРАНИН М.Н.
Статус: председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи
Сборник: Бюлл. N 128(128) Ч.1: Стр.43-44
<< ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.] >>

О проекте постановления Государственной Думы о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании “Останкино”, проведенной Счетной палатой Российской Федерации. Доклад председателя Комитета по информационной политике и связи Михаила Никифоровича Полторанина. Прошу вас.

ПОЛТОРАНИН М.Н.  Уважаемые коллеги! Мы с вами голосованием на пленарном заседании давали поручение Счетной палате проверить финансово-хозяйственную деятельность и телерадиокомпании “Останкино”, и ее правопреемника на тот период – акционерного общества закрытого типа “Общественное российское телевидение”. Справка Счетной палаты была размножена; справка подписана людьми, которые делали эту проверку. И у вас имеется пояснительная записка председателя Счетной палаты Кармокова. У вас имеется также записка Александра Николаевича Яковлева, который выражает некоторое несогласие с тем, что изложено в этой справке. Мы ее тоже раздали для большей объективности, чтобы вы это видели. В этой записке Александр Николаевич пишет: “Я не собираюсь защищать финансово-экономическую деятельность “Останкино”. А главное, что он пишет, что материал, который был подготовлен Счетной палатой, стал появляться в средствах массовой информации. Он видит в этом какой-то заговор. Но Счетная палата сама вправе распоряжаться теми материалами, которые она делает. И Счетная палата допускала утечку. Он не соглашается с некоторыми моментами личных упреков в его адрес, но это все мелочи.

Я хочу остановиться на главном. В конце этой справки, как вы видели, четко и ясно сказано, что государство в связи с тем, что 50 процентов этих акций закуплено акционерным коммерческим банком “Национальный кредит”, утратило фактические и юридические рычаги влияния на первый канал.

Далее все исходит отсюда. Мы видим за этими указами, за преобразованием “Останкино” в ОРТ многоходовую комбинацию. Сначала Яковлев Александр Николаевич, будучи председателем этой телерадиокомпании, вел шаг за шагом к развалу этой компании. В справке написано, что основная деятельность компании в 1994 году была направлена не на создание телевизионных программ собственными силами, как прежде, а на их закупку у коммерческих структур, была образована закупочная комиссия. Естественно, что цены были определенные. Здесь же, в справке, написано, что в первом квартале 1995 года эти показатели составили соответственно: собственные программы (то есть их делали те люди, которые работали в компании “Останкино”) покупали за 29 миллионов рублей (час вещания), а покупные – за 115,6 миллиона рублей плюс 3 тысячи долларов, то есть колоссальный разрыв. Тем самым шло разрушение государственной телерадиокомпании и выдавливание всех творческих сил в эти коммерческие структуры. Они, коммерческие структуры, росли как на дрожжах, как грибы росли. И естественно, в этом же принимали участие те люди, которые непосредственно руководили этой компанией. В частности, в справке написано, что руководителем рабочей группы по закупке телепрограмм был Разбаш, заместитель председателя телерадиокомпании “Останкино”. А Разбаш, как вы знаете, создал в свое время коммерческую структуру “АТВ”. И именно эта закупочная комиссия покупала по страшно высоким ценам материалы именно у компаний “ВИД”, “РЕН-ТV”, “АТВ” и так далее. То есть создалась такая группка, я не хочу сказать мафия, но где-то что-то подобное мафии, члены которой просто брали бюджетные деньги и превращали их в свое богатство.

Здесь же, в этой справке, отражены серьезные моменты, касающиеся того, что по решению Александра Николаевича Яковлева была создана коммерческая компания “GLOBAL MEDIA SYSTEMS” (GMS). Учредителями этой коммерческой структуры… (Шум в зале.) Я просил бы прислушаться…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Я не хотел перебивать докладчика. Коллеги, вы так плотно окружили Николая Тимофеевича Рябова. Дайте ему возможность сосредоточиться на своем будущем выступлении. И сделайте достоянием всех свои вопросы.
ПОЛТОРАНИН М.Н.  Учредителями этой коммерческой структуры…
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Иван Степанович Аничкин.
ПОЛТОРАНИН М.Н.  Учредителями этой коммерческой структуры, по справке, которую нам дала Счетная палата, являются Егор Яковлев, редактор “Общей газеты”, бывший председатель телерадиокомпании “Останкино”, еще ряд людей оттуда, зять министра связи Российской Федерации, как здесь говорится, Андреев. Почему, собственно, эта компания платила за услуги связи не по коммерческим ценам, а по государственным? За то, что эта компания, как говорится, работала не зная никаких преград, получая любое время, которое хотела, здесь как раз написано, в данном случае деятельность компании “GMS” принесла убытки (или в свой карман положили, или еще куда подевали эти деньги). А деньги эти, бюджетные, растворились в коммерческой структуре. С начала года, за восемь месяцев от использования рекламного времени государство не получило от них 427 тысяч долларов США. Потом здесь указывается сумма в 650 тысяч долларов США, потом еще тысячи, тысячи, тысячи и тысячи.

Теперь, когда первый шаг сделан, когда мы видим, что эта компания превратилась в частную лавочку, вышел указ Президента (о чем я сегодня уже утром говорил) о ликвидации телерадиокомпании “Останкино”. И таким образом, теперь все это уходит в ОРТ. Я не буду повторяться, не буду говорить о том, какие деньги намечается туда отдавать (вот то, что я сегодня называл, – протокол за подписью Чубайса). Вопрос в следующем: поскольку мы поручили Счетной палате провести проверку, мы не можем остановиться на полпути. Мы должны довести дело до конца. От нас ждут и журналисты, и общественность, которая удивлена происходящим сегодня на телевидении. Вы знаете также, что в этом указе прописано, что по тому же принципу, по которому акционирована телерадиокомпания “Останкино”, сейчас будут акционироваться радиостанция “Маяк”, радиостанция “Юность” и “Санкт-Петербург – 5 канал”. Это все в указе прописано.

Мы, наш комитет, предлагаем принять постановление Государственной Думы, в котором в пункте 1 записано: “Направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации справку о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности Российской государственной телерадиокомпании “Останкино” за период 1994 год – первый квартал 1995 года, проведенной Счетной палатой Российской Федерации по рекомендации Государственной Думы, для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения уголовного дела по фактам выявленных злоупотреблений”.

И пункт 2: “Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку фактов финансирования Общественного российского телевидения в нарушение Федерального закона “О федеральном бюджете на 1995 год”. То, о чем сегодня говорили.

Меня очень удивляет, что поручение, которое мы давали по моему предложению – срочно принять закон (это три месяца назад было), подготовить закон об уголовном преследовании за нарушение закона о бюджете, – не выполнено, комитет по финансам и другие комитеты не подготовили. Теперь мы вынуждены принимать только такие, как говорится, полурешения. Я бы предложил проголосовать за это постановление.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ
Первый созыв
Заседание:  10.03.1995
Вопрос:  Рассмотреть вопрос о национализации телевидения под парламентским контролем
  Текст стенограммы по вопросу
Сборник:  Бюлл. N 90(90) Ч.1:Стр.46-52

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Прошу вас, Сергей Васильевич Бурков. Прошу на трибуну. По вопросу о национализации телевидения под парламентским контролем. Содокладчиками выступят председатель Госкомимущества России Беляев Сергей Георгиевич и председатель Комитета по информационной политике и связи Михаил Никифорович Полторанин. Кратко, прошу вас.

БУРКОВ С.В. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Петрович! Вопрос вчера весьма предметно рассматривался Советом Государственной Думы. По поручению Совета три председателя комитетов – депутат Исаков, депутат Полторанин, депутат Бурков – внесли два законопроекта, которые касаются данной ситуации. Они у вас на руках. Я не буду останавливаться на содержательной части указа Президента о совершенствовании и эксплуатации первого частотного (город Москва) канала телевидения и сети его распространения. Я не буду касаться постановления Правительства, которое вышло по этому поводу. Я обращаю ваше внимание на те законопроекты, которые есть у вас на руках. Первый из них касается национализации телевидения, внесен фракцией ЛДПР. Я думаю, что они его прокомментируют самостоятельно. И два законопроекта, которые внесены тремя председателями комитетов, которые я уже обозначил.

У вас на руках есть два законопроекта, отработанные этими тремя авторами. Один из них обозначен как внесенный тремя депутатами. Я прошу его не рассматривать и снять сегодня с обсуждения, потому что второй вариант, который подработан нами буквально в последний момент (вы понимаете, что времени очень мало), более точно и четко отражает саму идею порядка приватизации, организации государственного телевидения и радиовещания. Кратко его суть состоит в том, что такого рода действия могут производиться только на основе федеральных законов, принятых Федеральным Собранием. У меня все.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Есть ли вопросы к Сергею Васильевичу? Нет. Прошу вас, присаживайтесь. Позвольте пригласить на трибуну Беляева Сергея Георгиевича, председателя Госкомимущества России.

БЕЛЯЕВ С.Г.,председатель Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Уважаемый Иван Петрович, уважаемые депутаты! Мне, как вы понимаете, трудно выступать содокладчиком по теме, которая не была подготовлена Госкомимуществом. Но тем не менее я хочу вам сказать, что Госкомимущество России действовало в строгом соответствии с указом Президента и постановлением Правительства по созданию акционерной компании “Общественное российское телевидение” и …

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Сергей Георгиевич, подождите минуточку. Уважаемые коллеги, я прошу: чуть потише. Уважаемый фотограф! Александр! Прошу вас вообще покинуть зал. Всех наших дам отвлекли.

Прошу вас, Сергей Георгиевич.

БЕЛЯЕВ С.Г. Госкомимущество действовало в соответствии с полномочиями, данными законом, и выступило учредителем компании “Общественное российское телевидение” от имени государства как представитель собственника. Сразу могу сказать, что мы действовали в соответствии с указом Президента на основании предложения Российской государственной телерадиокомпании “Останкино“, которое было согласовано с Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию. Распоряжением Правительства был определен порядок работы по созданию акционерного общества. Было поручено установить правовой режим хозяйственной деятельности создаваемого акционерного общества. Кроме того, Госкомимуществу совместно с Минфином было поручено определить форму внесения вклада государства в уставный капитал, а также разработать совместно с другими учредителями и представить в Правительство проект устава. Поручение было выполнено, проект устава был одобрен решением Правительства, был утвержден список представителей государства в органах управления акционерного общества, а также состав государственных предприятий – учредителей акционерного общества. Таким образом, 28 февраля, я вам напомню, было выдано временное свидетельство о регистрации акционерного общества и началось формирование уставного капитала, которое в соответствии с законом должно быть завершено к 28 марта. Хочу объяснить некоторые позиции.

Первое. Список негосударственных организаций – учредителей сложился, как вам уже говорил Александр Николаевич, достаточно неформально, на основе инициативного участия и некой согласованности взаимных действий. Список же государственных предприятий – учредителей сформировался на основании согласованной позиции с Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию и в связи с тем, что само “Останкино” владеет имеющимися программами, интеллектуальной собственностью, “ИТАР-ТАСС” владеет текущими новостями, используемыми в блоках новостей, а государственное предприятие “Телевизионный технический центр” является балансодержателем всего имущества. Таким образом, я еще раз хочу сказать, что оплата уставного капитала, форма его внесения будет определена до 28 марта. На данный момент по этому вопросу я еще не могу дать вам пояснения.

Список же представителей государства утверждался по согласованию с Федеральной службой по телевидению и радиовещанию и Департаментом культуры Правительства Российской Федерации. Как вы знаете, в составе совета директоров нет представителей Госкомимущества, а есть представители Правительства России.

Создание акционерного общества – это не приватизация или акционирование. Это создание нового предприятия, не исключающее продолжение деятельности других, которые имеются у нас в стране. При его создании (имеется в виду акционерное общество) учтен принцип руководящей роли государства при решении принципиальных и важных вопросов через систему акций. Так, например, распоряжением Правительства № 97-р Госкомимущество как представитель государства владеет более чем двумя третями пакета акций государства, то есть полностью контролирует от имени государства решения, принимаемые в рамках 51 процента акций. В свою очередь этот пакет полностью контролирует решение основных вопросов согласно уставу акционерного общества. Вот основные, так сказать, данные, которые я могу и готов сообщить.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Есть ли вопросы к Сергею Георгиевичу? Есть. Пожалуйста, первый вопрос, Владимир Борисович Исаков.

ИСАКОВ В.Б. Сергей Георгиевич, вы от главного вопроса, который я хотел задать, уклонились. Я хотел спросить все-таки: что означают те громадные нули в уставном капитале, которые содержатся в уставе? Я так понял, что вы пока сказать не можете, что это за деньги, что это за имущество. Поэтому этот вопрос снимается.

Второй вопрос…

БЕЛЯЕВ С.Г. Но вы его мне и не задавали, извините.

ИСАКОВ В.Б. Да, но вы сказали, что пока не в курсе.

БЕЛЯЕВ С.Г. Да, конечно.

ИСАКОВ В.Б. Второй вопрос. Что означает сохранение условий хозяйственной деятельности для вот этого общественного российского телевидения? Какие хозяйственные условия сохраняются у него? И в частности, более подробно, по налогам, по льготам, по тарифам на электроэнергию и другое.

БЕЛЯЕВ С.Г. Я не сказал, что сохраняются условия хозяйственной деятельности. Я хочу сказать, что акционерное общество действует на основании имеющихся законодательных актов и пока для него не определены специальными постановлениями, как, впрочем и постановлениями Думы, какие-либо льготные условия. В указе Президента этого тоже нет.

ИСАКОВ В.Б. Есть.

БЕЛЯЕВ С.Г. Есть? Значит, есть, значит, то, что в указе…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Марычев. Прошу вас, Вячеслав Антонович.

МАРЫЧЕВ В.А. У меня вопрос к товарищу Беляеву вот такой. Ведь был указ Президента о неприватизации, неакционировании культучреждений, зданий творческих, театров, домов культуры, клубов. И вдруг такая ожесточенная борьба по акционированию телевидения. Это же, так сказать, нарушение всех законов Президента. Зачем это нужно – государству акционировать телевидение? Это же явно, так сказать, ситуация совсем в другом направлении. Ответьте мне на такой вопрос: почему сегодня возникает так остро вопрос об акционировании государственного телевидения?

БЕЛЯЕВ С.Г. Я хочу еще раз повторить, уважаемый господин депутат Марычев, что ни приватизации, ни акционирования телевидения не произошло. Произошло создание акционерного общества с внесением, так сказать… вернее, между государством и дополнительными негосударственными учредителями. Здесь не нарушены никакие правовые нормы, ни указы Президента, накладывающие ограничения и запреты на приватизацию, поскольку самой приватизации мы не наблюдаем, как, впрочем, и акционирования в том смысле, в каком вы это произнесли.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Арсланова…

ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)

БЕЛЯЕВ С.Г. Произошло создание акционерного общества, где в состав учредителей входят от имени государства Госкомимущество и два государственных предприятия, а также негосударственные учредители, которые владеют в совокупности 49 процентами акций.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Сергей Георгиевич, я прошу вас на выкрики с мест не отвечать.

АРСЛАНОВА Ф.Ш., фракция политического движения “Женщины России”.

Сергей Георгиевич, у меня два вопроса. И прошу на них ответить как можно конкретнее.

Первое. Уважаемый господин Яковлев сказал, что акционерное общество вы были вынуждены создавать только в связи с тем, что нет денег, что на содержание необходимо “Останкино” 2,5 трлн. рублей. Почему тогда уставный капитал, оцененный в 10 млрд. рублей, спасает ваше положение? На каком основании? Какими деньгами? Это первый вопрос.

И второй вопрос. Как нам здесь пояснили, государству принадлежит 51 процент акций акционерного общества. Почему из 15 директоров только шесть – представители государства? Как они могут голосовать? Вы же уже в совете директоров потеряли свои голоса, и никогда ни один вопрос в интересах государства уже не способен пройти. Спасибо.

БЕЛЯЕВ С.Г. Я начну со второго вопроса. Дело в том, что устав, утвержденный Правительством, как раз и говорит о том, что все эти решения… Фактически государство контролирует полностью эту компанию. Абсолютно полностью, потому что те представители государства, которые обладают 51 процентом, и две третьих, которыми обладает собственно государство в лице Госкомимущества, налагают вето на любое решение, принятое всеми остальными членами.

Что касается уставного капитала и так далее. Я уже говорил о том, что окончательно вклад будет определен до 28 марта. На самом деле здесь не шла оценка собственно имущества телерадиокомпании, а речь идет о том, что вклад предприятия “Телевизионный технический центр” как балансодержателя может быть оценен правом внесения аренды, предоставления аренды этой компании, а само имущество не передается в уставный капитал. Впрочем, “ИТАР-ТАСС” и РГТРК “Останкино” также могут передавать свои программы в виде интеллектуальной собственности, которую они производят. Так что здесь имущество остается в руках государства.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Митрофанова Элеонора Валентиновна. Прошу вас.(Шум в зале.)

Дамам надо уступать, Владимир Владимирович.

МИТРОФАНОВА Э.В., фракция Либерально-демократической партии России.

Сергей Георгиевич! У меня достаточно короткий вопрос. Яковлев не ответил на вопрос Семаго по поводу того, что вас подтолкнуло на создание акционерного общества закрытого типа? Ведь для привлечения больших средств на развитие телевидения вы могли бы учредить акционерное общество открытого типа и таким образом привлечь средства сотрудников самого телевидения, и, соответственно, вы могли бы быть вкладчиками и получателями дивидендов. Так? А также могли сделать эту компанию публичной, именно общественной. Объясните, пожалуйста.

БЕЛЯЕВ С.Г. Во-первых, я не исключаю возможности каких угодно преобразований созданного акционерного общества, в том числе и привлечения в дальнейшем личных вкладов работников телевидения. (Выкрики из зала.) Я сказал, что в дальнейшем и попрошу… (Шум в зале.) Может быть, мне не обращать внимания?..

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Я прошу вас отвечать на вопросы, но не на выкрики Владимира Владимировича Семаго. Он сейчас дождется возможности задать вопрос и задаст.

БЕЛЯЕВ С.Г. Трудновато отвечать.

Что касается принятого решения об акционерном обществе закрытого типа, так это, видимо, сделано на первом этапе для того, чтобы как раз и не допустить перепродажи пакетов акций и всех тех полномочий, которыми обладают учредители и вкладчики, так сказать, акционеры в акционерных обществах открытого типа. Поэтому здесь есть совершенно четкая логика, а дальнейшие преобразования могут быть осуществлены путем изменений в уставе, который, собственно говоря, может быть принят решением Правительства.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Семаго Владимир Владимирович.

СЕМАГО В.В. Огромное спасибо. Я ценю, так сказать, ваше отношение ко мне.

Уважаемый докладчик! У меня вот какой вопрос. Вы здесь говорили, что государственное предприятие “Телевизионный технический центр”, Российская государственная телерадиокомпания “Останкино” являются собственниками своего имущества и имеют свой пай. Что внесло Госкомимущество России, какой оно имеет пай, чем оно вошло в это предприятие? Это первое.

Второе. По закону Госкомимущество не может являться учредителем, вернее, акционером общества. Оно обязано передать, так сказать, свои права кому-то, я не представляю, как вы будете участвовать в коммерческой деятельности.

И третий момент такого характера. Не считаете ли вы, что механизм, о котором вы нам повествовали (вот где-то договорились, кто-то с кем-то согласовал), наверное, не совсем законен, потому что вы должны действовать на основе закона, а не каких-то договоренностей. Приватизация в стране идет по закону, должна по крайней мере идти по закону.

БЕЛЯЕВ С.Г. Что касается действий Госкомимущества, то все их действия были выполнены в строгом соответствии с законом. Все выполнено в строгом соответствии с законом. Никакой речи о приватизации здесь нет, я еще раз повторяю.

Что же касается вопроса о правах Госкомимущества, то именно Госкомимущество и только оно имеет право выступать от имени государства учредителем соответствующих компаний. Но оно, естественно, не участвует ни в какой производственной деятельности, а представители назначаются решением Правительства, что и было сделано. Это, между прочим, соответствует Гражданскому кодексу, поскольку мы и являемся тем самым органом государственного управления, который уполномочен государством выступать учредителем.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Затулин Константин Федорович.

БЕЛЯЕВ С.Г. В нашем государстве это одно ведомство – Госкомимущество.

ЗАТУЛИН К.Ф. Уважаемый председатель Госкомимущества! Присутствующие депутаты, безусловно, приняли к сведению ваше замечание относительно того, что вопрос не вами внесен и не вами подготовлен. Тем не менее, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что здесь собрались люди с большим чувством юмора, и, конечно, ваше заявление, что все идет по закону и что мы можем не беспокоиться, ничего, кроме иронических улыбок, не вызывает. Вы нам с трибуны сказали, что это акционирование, а затем сказали, что это не акционирование. Это ваши слова в разных местах вашего выступления.

Вы сказали о том, что сейчас – акционерное общество закрытого типа, но могут происходить преобразования. Депутаты беспокоятся о том, что в результате открытия этого ящика Пандоры, безусловно, завтра возникнут новые предложения и преобразования и даже ваша доля, как это часто бывало в отдельных нетипичных случаях, будет утрачена государством. Поэтому нам бы хотелось все-таки знать…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Пожалуйста, Сергей Георгиевич.

БЕЛЯЕВ С.Г. Значит… (Шум в зале.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Сергей Георгиевич, отвечайте, пожалуйста, прошу вас.

БЕЛЯЕВ С.Г. Уважаемые коллеги! Я прошу не ловить меня на слове. Я никогда не говорил, что произошло акционирование телевидения, я, по сути, сказал, что произошло создание акционерного общества. Еще раз повторяю: что касается, как вы сказали, нетипичных случаев, то любые нетипичные случаи, происходящие с нарушением закона, могут быть оспорены в судебном порядке. Здесь же все произведено по закону, какие бы улыбки это у вас ни вызывало.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Киселев, прошу вас. На карточку Жебровского Станислава Михайловича включите, пожалуйста, микрофон.

ДЕПУТАТ КИСЕЛЕВ. Мы сейчас, по-моему, подошли к самой сути. Вы говорили, что 51 процент находится у государства. Но в то же время Госкомимущество хозяйственной деятельностью заниматься не будет. Александр Николаевич Яковлев сказал нам, как в этой ситуации Госкомимущество будет выходить из положения. По договору траста эта часть перейдет в управление.

У меня вопрос: кому перейдет в управление этот 51 процент государственной собственности? Кому? Тем же самым коммерческим структурам? Перейдет к тем, кто будет платить деньги? Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос.

БЕЛЯЕВ С.Г. На этот достаточно прямой вопрос прямо ответить не могу, потому что соответствующего решения, распоряжения Правительства о том, кто будет представлять интересы в этом случае, не было зафиксировано, но есть совет директоров, в состав которого входят представители государства, и я это уже озвучил. Что касается, еще раз повторяю… (Шум в зале, выкрики.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Сергей Георгиевич, не останавливайтесь, отвечайте.

БЕЛЯЕВ С.Г. Потому что в состав совета директоров входят представители государства, члены Правительства Российской Федерации, именно поэтому. Не для ведения хозяйственной деятельности.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Депутат Апарина Алевтина Викторовна, прошу вас.

АПАРИНА А.В. Господин Беляев, у меня к вам вопрос. Вы сетовали по поводу того, что не совсем в курсе, что вы не инициатор этого вопроса, не совсем подготовлены. Я задам другой вопрос. Вы только пришли к руководству Госкомимуществом. Скажите, предполагается ли в дальнейшем или уже сейчас национализация других объектов в тех случаях, когда были допущены нарушения при их приватизации?

БЕЛЯЕВ С.Г. Я не сетовал на то, что я чего-то не знаю. Я сказал, что на самом деле не принимал участия в подготовке проектов, о которых здесь говорил мой коллега Сергей Васильевич.

Что же касается возможности национализации, то хочу сказать еще раз: те случаи, когда были допущены нарушения закона о приватизации, будут оспорены в законном порядке, объекты будут возвращены государству и по-новому приватизированы. Если есть нарушения закона – закона о приватизации…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Сергей Георгиевич, спасибо.

Прошу вас, Михаил Никифорович Полторанин, на трибуну. (Шум в зале.)

БЕЛЯЕВ С.Г. Я могу вам потом сказать. Есть такие случаи, будем возбуждать, конечно…

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Сергей Георгиевич, все. Прошу вас, присаживайтесь. Уступать друг другу трибуну уже не хотят.

ПОЛТОРАНИН М.Н., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи, фракция “Выбор России”.

Уважаемый, Олег Максимович (Александра Николаевича нет)! Уважаемые коллеги! Здесь пытали и Беляева, и Яковлева Александра Николаевича, как все это произошло. Но я думаю, что ни тот, ни другой, по моим сведениям, не имели отношения к созданию этой структуры – “Общественное российское телевидение”. Насколько мне известно, Александр Николаевич был подключен значительно позже, а Госкомимущество, видимо, этим занималось – тот, кто был до нашего коллеги Беляева.

Дело в том, что мы давно уже рассматривали вопрос, что нам делать с государственными федеральными телерадиокомпаниями. Ведь Министерство финансов с каждым годом, с каждым месяцем давало все меньше и меньше средств на содержание этих телерадиокомпаний, и нужно было искать выход. Вы знаете, что на этот год мы попросили добавить 900 млрд. рублей на содержание телерадиокомпаний. Нам было отказано. Потом уже здесь голосовали за добавку в 300 миллиардов – тоже было отказано.

Скажем, еще два года назад мы примерялись к тому, чтобы, может быть, акционировать одну из телекомпаний. Но расчеты показали, что это дело, в общем-то, гиблое, ничего оно, к сожалению, не даст, потому что инфраструктура у нас к этому не подготовлена. Мы искали другие варианты и от всех тогда отказались. Но со временем к руководству средствами массовой информации у нас в России пришли “двадцатипятитысячники”. И как любые “двадцатипятитысячники”, которые пришли из молотобойцев на село по призыву, они стали, как говорится, ломать все через колено.

Мы считаем, что здесь, конечно, была допущена спешка. Не все просчитано, не все проанализировано. И я сделал бы такое сравнение. Была благородная цель сбавить нагрузку на бюджет и оставить одну государственную телерадиокомпанию, другую – “Останкино” – акционировать. Но получилось так, что вместо двух телерадиокомпаний у нас три телерадиокомпании: это ВГТРК, “Останкино” – государственная телерадиокомпания и плюс еще “Общественное российское телевидение”. Радио вообще выпало. Сегодня оно “болтается”. Когда мы верстали бюджет, мы не знали, в какую графу его включить.

Вся эта история с акционированием похожа на то, что есть пароход со своей командой, а на берегу создана еще одна команда. И вот эту новую команду кинули на пароход, чтобы она занимала места тех, кто там уже есть. Поэтому началась стрельба, и эта стрельба, очевидно, будет продолжаться.

Мы, как вы знаете, по вашему поручению создали комиссию, в которой принимают участие два комитета: комитет по собственности и приватизации и комитет по информационной политике. Эту комиссию от нас возглавляет Игорь Александрович Яковенко. Эта комиссия работает, два комитета тесно взаимодействуют. Я думаю, что нам нужно будет дождаться результатов работы этой комиссии и потом принимать какое-то решение. Такая спешка, которая была, когда принималось решение об акционировании, нам, очевидно, не нужна при рассмотрении сегодняшнего состояния нашего телерадиовещания.

Поэтому единственное, что сегодня необходимо, (и об этом мы принимали решение на заседании нашего комитета), так это записать протокольно, чтобы Государственная Дума поручила Счетной палате провести проверку финансово-хозяйственной деятельности федеральных телерадиокомпаний, в частности “Останкино“. Там есть резервы, скажем, в использовании рекламного времени. Я, например, не понимаю, когда “Останкино” делает заявление об отказе от рекламы. За счет чего оно думает себя содержать – за счет тех квот, которые будет этой компании давать Президент, или за счет еще чего-то? В банках, мне кажется, двух триллионов никогда не найдется.

Так вот, надо протокольно записать поручение Счетной палате, и, скажем, через две недели заслушать результаты работы нашей комиссии, и после этого принимать решение. Здесь был роздан проект федерального закона от имени нас троих. Сергей Бурков уже сказал, что он предлагает его снять, поскольку он наспех был подготовлен. Я тоже придерживаюсь этого мнения и настаиваю все-таки на том, чтобы мы дали поручение Счетной палате и дождались результатов работы или доклада нашей комиссии.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Спасибо. Коллеги, позвольте поставить на голосование последовательно два проекта по данному вопросу. (Шум в зале, выкрики.)

Пожалуйста, для обоснования. Владимир Вольфович Жириновский – для обоснования своего проекта о национализации общероссийских и региональных телекомпаний и моратории на их приватизацию. Прошу вас.

ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Наша фракция внесла этот вопрос сегодня в повестку дня. Поэтому мы вовсе не рассчитывали выслушивать здесь технические вопросы: где телебашня, где передатчики, сколько входит в состав, какая зарплата, кто в чем участвует. Как раз я мог бы сказать Александру Николаевичу, что здесь не производственное совещание телекомпании “Останкино” – здесь политический орган, высший законодательный орган страны, который от имени избирателей хочет изменить политическую пропаганду, которая идет по всем телекомпаниям, особенно в преддверии выборов. Именно исходя из того, что в стране сегодня нет уже ни государства, ни границ, ни армии, ни промышленности и последним средством воздействия на избирателей и население осталось телевидение, мы и хотим, чтобы оно осталось под контролем парламента, хотя бы до окончания предвыборной кампании – 12 декабря 1995 года и 12 июня 1996 года.

В связи с этим мы внесли простое предложение. Нам не нужно здесь рассказывать, сколько процентов у кого и кто входит в попечительские советы. Нас это все не интересует. Мы хотим, чтобы все телерадиокомпании страны полтора года были полностью под контролем государства и парламента. Вот чего мы хотим. Поэтому наша фракция внесла предложение передать под контроль государства (или другое слово – это называется “национализация”) все телерадиокомпании (проект закона вам роздан) и приостановить дальнейшее акционирование существующих телерадиокомпаний, чтобы (некоторые не поняли здесь) не было двусмысленности. Все, что есть, национализировать. Где продолжается процесс приватизации, надо остановить этот процесс и учредить контроль парламента, а не попечительского совета, где могут принимать участие граждане, которые плохо слышат, плохо соображают, у них, так сказать, верхняя головка не работает или нижняя… Нас это не интересует, абсолютно.

Нам нужен политический контроль над средствами массовой информации, а нам рассказывают о состоянии здоровья тех или иных граждан. Мы это видим уже весь ХХ век, 70 лет слышали это и видели.

Поэтому три пункта… У вас это есть. Если вы хотите проведения свободных выборов, если хотите демократии и сохранения государства, экономики, жизни нашего народа, у нас единственный способ спасти наш народ и нашу страну – это взять средства информации в свои руки. Революция никакая не нужна. Никакие боевики и армии ничего не сделают. И никто у нас не спасет ничего. Нам нужно телевидение, иметь его под контролем парламента, Иван Петрович, и от каждой фракции (восемь партийных фракций) войдут представители в комиссию парламентскую, которая будет определять, какие передачи будут идти. Ради Бога. Вот детское кино – гоните детское кино. Пожалуйста. Фильмы о России – пожалуйста, показывайте. Сельское хозяйство – показывайте. Но мы будем препятствовать тому, чтобы был односторонний показ жизни в нашей стране. Если, Олег Максимович, вы говорите, что вы поспособствовали мирному урегулированию конфликта в Чечне, то вы заблуждаетесь. Пускай бы российское телевидение показало зарождение этого конфликта с того момента, когда там появился незаконный президент, незаконные вооруженные формирования, вот тогда мы вам были бы благодарны. Но вы молчали три года, вас это не интересовало. Когда загромыхали пушки, вы вдруг спохватились: оказывается, там происходит нарушение прав человека. Сколько же можно здесь голову морочить! Показывайте все изначально. Показывайте это в Кремле и в Белом доме. Вы что в октябре 1993 года показывали на всю страну? Ведь тогда только ваше российское телевидение осталось. “Останкино” замолчало, все замолчало. Это по вашему телеканалу Гайдар призывал народ выйти на улицы ночью, и могла начаться гражданская война.

Это вы миротворцы? Вы гражданскую войну чуть ли не начали в октябре 1993 года. И сейчас с удовольствием показали бы, как весь Кавказ полыхает. На Кавказе остановила войну русская армия, а не российское телевидение. Если бы там вовремя не навели порядок, весь Кавказ заполыхал бы сегодня – при вашей поддержке и при поддержке некоторых депутатов. Поэтому мы и хотим остановить дальнейшую войну в стране. Поэтому я вас прошу… Все законы, которые вы примете до 12 декабря 1995 года, не сработают. Ничего не сработает. Нам всем сорвут выборы и парламента и Президента, и каждый месяц будут убивать по депутату и журналисту, и устраивать панихиду и охать и ахать, и снимать по прокурору. У нас тысячи прокуроров. Надо будет ждать десятки лет, чтобы они сняли всех прокуроров, которые вообще ни в чем не виноваты – ничего не делают. Все это отдушина. Мы с вами должны с этим покончить. Если вы хотите сегодня – 10 марта – остановить процесс гибели государства Российского и нас с вами, вы этот закон примете. Если нет – бесполезно заниматься дальше законотворчеством. Законы не действуют и не будут действовать. Я вас очень прошу: давайте сделаем весеннюю, “мягкую”, “бархатную” революцию – нас все обогнали. Вот сегодня, 10 марта, или будет “мягкая” революция, без крови, или они нам устроят кровавую бойню осенью – зимой этого года. (Аплодисменты.)

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Постепенно переезжаем в Сокольники…

Коллеги, прошу выступить с обоснованием проекта. Сергей Васильевич Бурков, прошу вас.

БУРКОВ С.В. Уважаемые коллеги, я понимаю, что мы накануне, на грани революции любой, “мягкой” или “бархатной”, но давайте мы обратим внимание на проект федерального закона об особом порядке приватизации организаций государственного телевидения и радиовещания в Российской Федерации. Я значительную часть статьи проговорю сейчас, потому что не все депутаты, как я выяснил, имеют на руках этот законопроект по разным причинам.

В чем основная суть? Основная суть этого законопроекта состоит в том, что приватизацию организаций государственного телевидения и радиовещания, их имущества следует осуществлять на условиях и в порядке, определенных федеральным законом, то есть федеральным законом мы с вами определяем, каким образом акционируется “Останкино“, каким образом вносится доля в этом случае в уставный капитал этих компаний. Это касается и “Останкино“, и ВГТРК, и региональных компаний. Соответствующие органы власти регионов также принимают соответствующий закон.

Статья 2. До принятия федерального закона, определяющего условия и порядок приватизации организаций государственного телевидения и радиовещания, приостановить приватизацию организаций государственного телевидения и радиовещания, включая передачу их имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ. Это еще можно сделать.

Статья 3. Установить, что действия по приватизации организаций государственного телевидения и радиовещания, включая передачу их имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ, совершенные до вступления в силу настоящего закона с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, являются недействительными и не имеют юридической силы. То есть речь идет о том, что мы с вами этим законом признаем все ранее совершенные акты, принятые нормативные акты, совершенные действия по формированию акционерного общества “Общественное российское телевидение” недействительными и незаконными.

И наконец, речь идет о том, чтобы предложить Президенту, Правительству привести свои решения по вопросам приватизации организаций государственного телевидения и радиовещания, их имущества, в том числе связанные с созданием акционерного общества “Общественное российское телевидение”, в соответствие с настоящим законом.

Вот в чем суть этого закона. Я полагаю, что если мы примем законопроект, который я только что процитировал, то в этом случае приватизация таких крупнейших, важнейших и политических, и идеологических, и экономических объектов будет идти по тем законам, которые принимаются Федеральным Собранием. Спасибо.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ [Рыбкин И.П.]. Уважаемые коллеги, позвольте перейти к голосованию проекта. В первом чтении, я полагаю. Итак, по мере поступления. Проект, представленный фракцией Либерально-демократической партии России. Ставится на голосование данный проект федерального закона, он у вас имеется на руках: принятие в первом чтении. Затем будет поставлен на голосование проект, представленный Бурковым.

Прошу включить систему электронного голосования. Кто без карточек? Депутат Киселев – за.

Прошу показать результаты голосования.


               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 02 сек.)

Проголосовало за              198 чел.             44,0%
Проголосовало против           40 чел.              8,9%
Воздержалось                    3 чел.              0,7%
Голосовало                    241 чел.
Не голосовало                 209 чел.
Результат: не принято

Отклоняется.

Ставится на голосование проект, предложенный Сергеем Васильевичем Бурковым, – проект федерального закона об особом порядке приватизации организаций государственного телевидения и радиовещания в Российской Федерации. Пункт 1 постановления: принять в первом чтении. Прошу проголосовать.

Кто без карточек, коллеги, и желал бы проголосовать? Депутат Киселев – за.

Прошу, покажите результаты.


               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 41 мин. 51 сек.)

Проголосовало за              239 чел.             53,1%
Проголосовало против           33 чел.              7,3%
Воздержалось                    4 чел.              0,9%
Голосовало                    276 чел.
Не голосовало                 174 чел.
Результат: принято

В первом чтении принимается. Комитет по приватизации и хозяйственной деятельности, комитет по информационной политике прошу готовить законопроект для последующих чтений.

In the course of 1994, Mr. Berezovsky used his political influence and contacts to
persuade President Yeltsin to authorise the partial privatisation of the Russian State
Television and Radio Broadcasting Company, Ostankino, which was then the only
television network in Russia with a nearly universal reach across the national
territory. Mr. Berezovsky argued that the channel could be used to support the
interests of democratically inclined Russians whose interests were represented by
President Yeltsin’s re-election campaign. President Yeltsin ultimately agreed to the
proposal on the basis that the State would retain majority ownership of the channel.
79. It was proposed that Ostankino’s assets should be transferred to a new company,
OAO Obshestvennoye Rossiyskoe Televvidenie (“ORT”), with a view to its being
partially privatised. ORT had been created by Presidential Decree on 29 November
1994. The plan was for the State to sell 49% of the shares in ORT to a syndicate of
private investors organised by Mr. Berezovsky, whilst retaining a controlling 51%.
The 49% shareholders would be expected to fund ORT’s media operations, and in
return would obtain effective editorial control. Thus although, technically, the private
investors were buying a minority stake in a State-owned company, in fact, the votes of
minority shareholders of ORT were necessary for central aspects of its decisionmaking.
For example, under ORT’s Charter, a quorum of 2/3 was necessary for the
General Meeting of Shareholders, and a simple majority vote at a General Meeting of
Shareholders was insufficient for the appointment of the Board of Directors. At the
original privatisation of ORT, Mr. Berezovsky and Mr. Patarkatsishvili acquired 8%
through LogoVAZ. In addition, Mr. Berezovsky persuaded a number of ‘oligarchs’
with whom he had a relationship, to take stakes in ORT, on the basis that they would
allow Mr. Berezovsky to manage their shareholdings on their behalf. In September
and October 1995, Mr. Berezovsky was given a power of attorney over their
shareholdings (which effectively gave him control of their ORT shares).
80. ORT began operations on 1 April 1995. Subsequently, from 1996 onwards,
Mr. Berezovsky and Mr. Patarkatsishvili bought out the shareholdings of the other
private shareholders, who did not wish to incur the costs of running the station, so
that, by the end of the 1990s, they had 49% of the shares, held through two companies
(LogoVAZ and ORT-KB) and management control of the station through its board.
Mr. Berezovsky persuaded Mr. Patarkatsishvili to take over as ORT’s First Deputy
General Director, a role which he held until 2000.
81. By the time of the Russian presidential elections in the summer of 1996, there was
real concern in certain quarters of the Russian electorate that the Communists might be re-elected. Mr. Berezovsky’s evidence was that, at the World Economic Forum in
Davos in February 1996, he became concerned that the Communist candidate,
Gennady Zyuganov (“Mr. Zyuganov”), Leader of the Communist Party of the Russian
Federation, might win the next Russian presidential election due to be held on 3 July
1996.
82. Mr. Berezovsky anticipated that, with the benefit of editorial control, he would be
able to use ORT to assist President Yeltsin to win the 1996 presidential election. He
organised a high profile media campaign supporting President Yeltsin’s re-election, in
which ORT played a major part.
83. On 3 July 1996 Mr. Yeltsin was re-elected President with 54% of the vote, with
Mr. Zyuganov achieving 40%.
84. On 9 August 1999, Vladimir Putin (“Mr. Putin”, or “President Putin”) was appointed
acting Prime Minister by President Yeltsin. On 1 January 2000, Mr. Putin became
acting President of Russia. On 26 March 2000, he was elected President and, on 7
May 2000, was inaugurated as such.
Mr. Berezovsky’s public profile
85. Thus the evidence established that Mr. Berezovsky in his prime was the archetypal
“well-connected powerbroker”. According to Professor Fortescue, in the early and
mid-1990s Mr. Berezovsky was “one of the most politically influential ‘oligarchs’ in
Russia”, an assessment with which Mr. Berezovsky readily agreed in crossexamination.
Professor Fortescue identified three main factors which accounted for
his influence: (i) his relationship with the so-called family advisers of President
Yeltsin; (ii) his close relations with other “oligarchs”; and (iii) his media interests.
86. This was broadly confirmed by Mr. Berezovsky, with the characteristic proviso that
the main factor accounting for his influence was “my intellectual capacity”.
Mr. Berezovsky’s ability to lobby for the creation and privatisation of ORT, and its
transfer into his control, and thereafter to run it, apparently without interference,
clearly demonstrated the level of influence which he was able to exert at the time.
The evidence also established that he exercised close control over its editorial policy
and that, between 1995 and 2000, editorial control of ORT was the main source of
Mr. Berezovsky’s political influence.
The alleged joint venture between Mr. Berezovsky and Mr. Patarkatsishvili
87. Mr. Patarkatsishvili was a Georgian citizen who began his career in the Georgian
operations of the State-owned car manufacturer AvtoVAZ. By 1980/81 he had
become head of the division responsible for the distribution of spare parts in the
Caucasus. He later told Mr. Berezovsky’s solicitors that he had provided the start up capital for LogoVAZ in 1989, or at least for Mr. Berezovsky’s share of it. At some
stage he moved to Moscow at Mr. Berezovsky’s invitation to join its management.
Mr. Berezovsky’s account of the origins of their relationship was rather different. He
said that Mr. Patarkatsishvili joined LogoVAZ as an employee in 1992, at a time
when he had no significant private assets. By 1994, he had risen under
Mr. Berezovsky’s patronage to become its First Deputy General Director for
Commerce, and had begun to acquire a modest shareholding (4%) in LogoVAZ as
well as interests in other enterprises in which Mr. Berezovsky was involved. It is not
necessary for me to decide any issues about the origins of the two men’s business
relationship in these proceedings, and I do not do so. It was common ground that
Mr. Patarkatsishvili’s strong feature was that he was an outstanding financial
manager. According to Eugene Shvidler (“Mr. Shvidler”), one of Mr. Abramovich’s
close business associates, who was President of Sibneft from July 1998 to October
2005, and Chairman of the Board of RusAl from 2000 – 2003, Mr. Patarkatsishvili
also had a reputation, apparently acquired in Georgia, as a “tough guy” with
connections to even “tougher individuals”. When, in early 1995, Mr. Berezovsky
acquired an interest in ORT, Mr. Patarkatsishvili was very quickly installed as its First
Deputy General Director. In about March 1995, while his discussions with
Mr. Berezovsky were continuing, Mr. Abramovich first met Mr. Patarkatsishvili at the
LogoVAZ club.
88. Mr. Berezovsky alleges that in 1995 he reached agreement with Mr. Patarkatsishvili
that, unless otherwise agreed, they would participate in any future and existing
businesses on a 50:50 basis. As I have already mentioned, that is disputed, in
particular by the defendants in the Chancery proceedings. As a result of an earlier
decision of mine dated 6 May 2011, in which I refused Mr. Berezovsky leave to
amend to raise the point in his claim against Mr. Abramovich, it is common ground
that it is not an issue which can or should be resolved at this trial. Mr. Abramovich’s
position is that he appreciated that Mr. Berezovsky and Mr. Patarkatsishvili were
close business associates but never knew the exact nature or terms of their
relationship. Mr. Berezovsky claims to have told Mr. Abramovich in 1995 that he
had a 50:50 partnership with Mr. Patarkatsishvili, who managed their joint business.
Mr. Abramovich does not accept that he was told this. Again, these are not issues
which arise for determination at this trial, and are not issues which can subsequently
be raised as against Mr. Abramovich.
Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!