Вселенная “Всех тяжких” схлопнулась
(спойлеры!)
Отыгран последний эпизод 6 сезона “Лучше звоните Солу” (спин-офф “Breaking Bad” — список наград*, но у кинокритиков не хватило желания подвести итог 15-й эпопеи, в которой герои из Альбукерке решают морально-этические и нравственные дилеммы.
Устали критики, устали и состарились актеры, устала и поредела многомиллионная аудитория зрителей и фанатов.
Финал эпопеи, казалось бы, уже ничего не добавляет к многократно пережеванному и пережитому вместе с героями сериалов о бывшем учителе-наркоторговце и его подельниках.
Героям “Breaking Bad” установлены памятники, фильм давно разодран на мемы, поэтому события завершающей серии смотрятся словно о происходящем в далекой Викторианской Англии.
Последние эпизоды даже стилизованы, словно это последние закорючки на выбитом в граните послании о том, каким может и должно быть Настоящее Кино, обобщающее всё лучшее, что было до него.
Актеры с максимальной сосредоточенностью и значением несут зрителю каждое слово и эмоцию, операторы, сценаристы, режиссеры – ревностно совершенствуют каждый кадр и звук, но в целом от просмотра финала остаётся осадок, что это совершенство просто для того, чтобы доиграть не нуждающееся в доигрывании.
Для чего же распеленали и расставили на новых местах покоящиеся в саркофагах мумии? Ну не для того же, чтобы (спойлеры!) Джесси Пинкман стрельнул бычком сигареты, а Уолтер Уайт починил водопровод и поведал о своих сожалениях о былом?
В многочисленных появившихся на этой неделе “ending explained” нет ответа, поэтому вкратце подведём итог Вселенной Всех Тяжких.
В этой Вселенной есть сожаление, но нет раскаяния.
Любовь (ох, уж эта любовь) превыше закона, морали и даже свободы.
Новый угол зрения авторов сериала иначе высвечивает Свободу, переставшую быть высшей ценностью.
Свобода показана как условность, а порой и обуза.
Герои завершающих сюжетов “Сола” по-настоящему свободны только в тюремной камере для свиданий либо в подвале во время краха всех своих планов и устремлений.
Тюрьма, где в итоге (пожизненно) оказывается главный герой, представляется и более обширной, и более свободной, чем пространство за её пределами, размеченное на офисные квадраты и комнатёнки, где у героев выкрадывается будущее.
Последние эпизоды “Лучше звонить Солу” (рекомендуем) — одно из лучших кинематографических произведений этого года, но предупреждаем — этот буквально застывающий в каждом кадре и на глазах обращающийся в классику сюжет бесконечно далёк от зрителя (наверняка не только российского).
На “Сола” приходится смотреть словно в бинокль на 2007 год, где многое хоть и было выразительно, но отсюда уже как бы и понарошку.
Настоящее же сейчас не раскусить. К нему даже не пытаются подобраться с кинематографической лупой.
Проще вагонами отгружать иллюзорную ботву вроде “Мира Дикого Запада” (в нём, кстати, очень неплохо играет Аарон Пол, Д. Пинкман из “Breaking Bad”), “Пацанов”, “Песочного человека”, “Дома Дракона”, “Колец Власти”… и на самом донышке списка — “Мажоров”, “Булок”, “Двух холмов” (что бы это ни значило).
Еще не скоро кинематография доберётся до (новых) Тяжких историй наших дней вроде судьбы Даниила Фролкина, на короткое время пересёкшейся с судьбой жителей села Андреевка Киевской области*, а может, и никогда.
Порой кажется, что до 240222 мы мало что понимали про морально-этические и нравственные выборы, и языком кинематографии здесь ничего не исправить.