Top.Mail.Ru

ФСБ не правит Россией

Автор книги «Новое дворянство: очерки истории ФСБ» Андрей Солдатов поясняет, как провалился проект «новых дворян-особистов». Выжали для вас (слегка переставив в угоду логике) главные #тезисы.

➡️ Ренессанс ФСБ начался с 1995-го: Ельцин проигрывал Чеченскую, нужно было закрутить гайки. Службу переименовали, вернули полномочия. Путин пришел на волне подъема влияния и вливания денег. Ельцин перебирал себе преемников из силовиков и остановился не на первом номере.

➡️ ФСБ должна была стать опорой режима: не только «решать вопросы», но и поставлять кадры для их решения. Стать новой русской аристократией. После нулевых уже видно: не справляются. Провалена разработка новой идеологии: /охрана нового порядка/ годится только для внутреннего пользования фанатов (одновременно!) ЧК и царской охранки. Не найдены ответы на политические кризисы: Болотная не обезврежена превентивно. Внешний контур тоже не задался: Янукович бежал из-под носа в 2013-м и т. д.

➡️ Накопленные к 2015-му неудачи заставили Путина избавиться от идеологов «нового дворянства» (Иванов, Якунин), ограничить полномочия службы. Гордость Путина — богатый политический инструментарий поддержания режима — свелся к адресным репрессиям, затронувшим все страты, в том числе саму ФСБ. С ростом репрессий ее сотрудники неизбежно стали заметнее, самостоятельность же снизилась: решения принимает Совет безопасности как часть администрации президента. Это чем-то похоже на поздний СССР, в котором КГБ проводило репрессии, а за Политбюро были контроль и принятие решений.

➡️ Старцам из СБ по нраву был опыт китайских товарищей в строительстве «цифрового концлагеря». Это не суверенный интернет! — заупрямились в ФСБ и не пустили Huawei в проекты слежки и цензуры: дошло до докладов об атаках китайских хакеров.

➡️ Кадровая работа свелась к непотизму (см. #принцы). Был период терактов конца девяностых, когда пришли неравнодушные «гражданские с непрофильным образованием», но система их успешно прожевала. Замкнутость вкупе с комплексом спасателей привела к дикости и архаике во взглядах, варьирующих, смотря по местности, от наследия Гипербореи до язычества.

➡️ Число сотрудников неизвестно, оценочно — больше сотни тысяч. ФСБ — государство в государстве, с собственным собесом, медицинским управлением, массой полухозяйственных и полувоенных должностей.
Основные раздражители сотрудников внутренние: недóданные квартиры, застрявшие карьерные лифты. Большинство недовольных пришли на этапе слома и видели, что и начальство может смениться, и название, и до роспуска может дойти. Сейчас пришла молодежь, не заставшая кризиса: они всю жизнь видят одного директора службы, одного президента.

➡️ Личный состав не доверяет кавказским кадрам: передаваемое из центра утекает к боевикам. Отсюда «эскадроны смерти» — внезапные выездные операции без предупреждения местных. Но руководство ФСБ зависит от Кадырова, ведь главный козырь в отчетах перед СБ — «международное сотрудничество в борьбе с терроризмом»: когда нужно сторговать Штатам сирийских боевиков, без авторитетного у мусульман Кадырова с его жестокими, но эффективными методами добычи информации просто не обойтись.

➡️ Отравления Навального и Быкова удивляют. Если раньше (Щекочихин, Литвиненко) можно было принять версию про эксцессы исполнителей, то после Скрипалей и Навального никто не поверит, что наверху не давали отмашки.

➡️ ФСБ неизбежно коррумпирована, т.к. никому не подотчетна. Если бизнесу выгоднее посадить оппонента, а не идти в арбитраж, ФСБ окажет такую услугу. Порочна практика прикомандированных сотрудников: если майор в небольшой фирме блюдет интересы ФСБ, ожидая повышения, то генералу некуда расти, и интересы крупной компании ему становятся важнее, чем интересы ФСБ. В итоге продвигаются интересы бизнеса внутри ФСБ, а не наоборот.

Итого: служба далека от идеала, а реформа ее невозможна. Психология ее необратимо изменилась, нужно начинать с нуля. Сократить размер, обновить кадры. Необходим парламентский контроль в связке со СМИ.

Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!