Мария Свешникова – кейс отношений насилия
На днях поступил #СигналВШтаб: Мария Свешникова, писатель и сценарист, стала жертвой угроз и травли.
Штабные специалисты по проблеме абьюза и домашнего насилия проанализировали ситуацию. Рекомендуем к изучению не только выводы, но и сам кейс — всегда полезно знать, как это бывает. Призываем тех, кто имеет возможность, помочь распространить информацию.
Мария Свешникова, писатель и сценарист, стала жертвой угроз и травли
И угрожает ей, пока еще юридически, муж. Случайно взяв старый ноутбук, который он предлагал отдать литературному агенту, Мария узнала о многочисленных изменах и что, не согласовав с ней, он подал на ипотеку на 80 млн рублей, а также увидела различные рабочие переписки, оценку которым дать не смогла, поскольку не является юристом.
Когда тайная жизнь супруга открылась, Мария решила прекратить все контакты и больше не встречаться. Логичное решение в такой ситуации – незамедлительное прекращение совместного проживания.
Но уже на следующее утро посыпались угрозы с формулировками “ты украла банковских данных на 300млн, к тебе уже едут”, звонили ее агенту с советом, чтобы она срочно уехала из страны, поскольку перешла дорогу “очень влиятельным людям”.
В полицию девушка не обращалась по известной причине: отсутствует механизм защиты в случае угроз, “когда убьют, тогда и приходите”. К тому же, документальных подтверждений травли тогда еще не было, никто заранее к такому не готовится и разговоры просто так не записывает.
С помощью юристов Мария вышла на переговоры, где просила заключить брачный контракт, по которому все кредиты, как и доходы супруга не имеют к ней отношения, и вернуть долг отцу по договору займа. Но в банке во время проверки денег случилось нечто необъяснимое.
Муж настоял на том, чтобы проверка купюр шла на ее паспорт, поскольку она оплачивает. И поспешил к нотариусу, оставив Марию с адвокатом. При пересчете денег оказалось не 1,5млн, а 7,5млн, виновника “ошибки” удалось вернуть в банк и сделать проверку на его имя. “Перепутал пакетики” – так он, усмехаясь, объяснял позже на подписании контракта у нотариуса.
Что это была за схема, не поняли даже адвокаты. Но любой банковский работник может отличить пачку с 1,5млн от котлеты в 7,5. Что это за сотрудник банка с окладом чуть менее 200.000 рублей, который путает пакетики с наличными деньгами в таком объеме?
На этом приключения не закончились.
Через несколько дней с Марией связался человек, который сказал, будто бы передал ей через мужа деньги, чтобы откупиться. Никаких денег писательница не получала.
Но людям доказать правду смогла. А спустя несколько недель этого человека по заявлению ее мужа, арестовали. И еще одного, который якобы украл у него золотых монет на 17 млн. рублей, которые лежали в обувной коробке. Хорошо зарабатывают банковские клерки?
Но кошмар так и не закончился.
На телефон Марии стали поступать звонки от частных детективов, которые отказывались называть заказчика. Требовали встретиться и сдать компромат на мужа.
Компромата у Марии не было, однако звонки не прекращались. Даже пришлось экстренно сменить место жительства.
Все, что писательница может сделать с этой ситуацией – предать огласке, чтобы защитить себя и рассказать правду после двух месяцев морального давления и угроз. Угроз, которые повторяются лишь один раз, а далее звучат завуалированно. Ведь сколько со скринами не ходи по ОВД, дело обычно заводят уже при наличии трупа, а в семейные разборки и вовсе предпочитают не лезть.
Если это произошло с известным человеком, у которого были возможности нанять адвоката, и это не помогало, то что делать другим девушкам, зависящим от мужей или находящимся в декретном отпуске? Когда женщин начнут слышать, прежде чем случится страшное?
Кейс Марии Свешниковой — это то, как на данный момент и в текущих условиях можно успешно завершать отношения насилия.
Что Мария сделала правильно:
1. Она не молчит. Даже с учётом определенных ограничений (об этом позже) Мария делает ситуацию публичной, и это очень важно. Публичность в отношениях насилия – способ защиты.
2. Мария сменила место жительства, подала на развод и заключила брачный контракт. То есть грамотно начала раздел имущества. Продала свою машину и часть драгоценностей, чтобы иметь финансовые резервы на решение этой проблемы. Важно не иметь с насильником никакого общего имущества, никаких общих дел — это позволяет разорвать дистанцию и прервать коммуникацию. Тем более важно не зависеть от насильника материально.
3. Мария общается с абьюзером только с помощью помогающих специалистов в узкой области. Через адвоката, через нотариуса — но не лично, один на один. Соблюдать дистанцию — очень важно, разрыв дистанции — единственно возможный способ прекратить отношения насилия. Жертве нужно стать для насильника недоступной. Физически, материально и в коммуникации.
К сожалению, на данный момент, “успешно прервать отношения насилия” – выглядит так. И это ещё грамотный подход и минимум допущенных ошибок.
Теперь о текущих реалиях. Напоминаем, Закон о домашнем насилии всё ещё не принят, а вот Закон о клевете — вполне себе действует. Поэтому если делать кейс отношений насилия публичным — нужно соблюдать определенную осторожность, дабы не получить обвинение в клевете. Как видите на примере Марии Свешниковой, это возможно.
Заметьте, что после разрыва дистанции и невозможности решить вопрос физически, абьюзер выполняет всего три действия в коммуникации: запугать (или подослать людей, чтобы запугали); откупиться; подставить (повесить чужие долги или организовать другие проблемы). В произвольном порядке и иногда даже одновременно. Да, так и будет. Нет, по-другому общаться не умеет. Цель подобной “коммуникации” — любым способом заткнуть жертве рот и сделать вид, что всё нормально и ничего не было.
Ещё одно. Пока юридической нормы по абьюзу нет, полиция не может возбудить дело — нет оснований. Механизм защитных предписаний не прописан и не работает — поэтому абьюзер может и дальше заниматься травлей Марии Свешниковой, потому что может и ничего ему за это не сделают.
Как видите, здесь и сейчас государство всеми силами играет в поддержку абьюзера, насильника. Почему — это отдельный долгий разговор, но факт налицо. Не представляем, как в таких условиях будут решать проблему депопуляции населения. “Лидеров России” позовут, не иначе. Чтоб рожать заставили.
После случившегося Мария решила сделать благотворительный проект “Не бойся. Ты не одна”, чтобы поддержать жертв домашнего насилия. Всячески приветствуем это начинание.
Обновлено 10.10.2021
Нам стало известно, что сегодня прошла презентация книги Марии Свешниковой “Пара Ноя”, основанной на этих событиях.