Top.Mail.Ru

Адвокат, чьё имя нельзя называть

Кстати, в кинематографии и отчасти исторической мифологии есть трагический сюжет противостояния юриста и репрессировавшего его главы государства.

Ханс Литтен vs Адольф Гитлер (в 3-ем сезоне сериала “Берлин. Вавилон” Х. Литтен едва ли не единственный положительный персонаж – подробнее ** или книга “Crossing Hitler: The Man Who Put the Nazis on the Witness Stand.”)

В Германии Литтен героический персонаж, про которого продолжают снимать фильмы, писать книги, публикуют новые документы.

Юридическое бюро Литтена было волонтерской организацией – в частности он защищал участников первомайского митинга в Берлине 1929 (митинг был жестоко подавлен, многочисленные жертвы объяснялись властью традиционно – “сами виноваты”) . К этому сюжету есть отсылка в сериале “Берлин.Вавилон” .

В 1931 году Литтен представлял рабочих, раненных нацистами, но именно пострадавших пытались обвинить в массовых беспорядках.

В процессе Литтен хотел продемонстрировать, как террор использовался в качестве систематической тактики национал-социалистического руководства для разрушения демократических структур Веймарской республики.

Литтен вызвал Гитлера в суд, чтобы обличить НСДАП в незаконной деятельности и участии руководства в организации политических убийств.

Нацисты к тому времени стали одной из ведущих парламентских партий, и Литтен доказывал, что её деятельность не имеет ничего общего с демократией и нацелена на захват власти в Германии.

Метод узурпации власти прозвучал тогда же в суде: „Gegner zu Brei zu stampfen“ (“раздавить оппонентов до полусмерти”).

Гитлер, который в то время пытался заработать респектабельную репутацию среди среднего класса, “был смущен и загнан в угол вопросами Литтена”.
Гитлер вышел из себя и начал орать на адвоката.

Общее место во многих исторических материалах: Гитлер никогда не забывал этого допроса, своего срыва и опасности, которую адвокат представлял для национал-социалистического движения.

На суде Гитлеру пришлось лжесвидетельствовать, чтобы спасти положение и репутацию.

“Даже спустя годы имя Литтен не могло упоминаться в присутствии Гитлера”.
“Это был единственный человек, имени которого боялся Гитлер”.

Однажды Вильгельм Прусский упомянул имя Литтена в присутствии Гитлера, и “Гитлер покраснел с гневом просто от упоминаниям имени Литтена и закричал, что “любой, кто защищает Литтена, окажется в концентрационном лагере, даже Вы”.

После прихода к власти Гитлера Литтен был одним из первых арестованных.

Многочисленные попытки добиться освобождения Литтена со стороны иностранных юристов, политиков, “Европейской конференции за право и свободу” были напрасными.

Несколько лет его таскали по разным местам лишения свободы: концлагерь Зонненбург, Бранденбургская тюрьма, концлагери Эстервеген, Лихтенбург, Бухенвальд, Дахау.

Предполагается, что Литтен покончил жизнь самоубийством после пыток, которыми его подвергали охранники.

Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!