Крестовый поход Facebook против Apple
Напомним, что свой “крестовый поход на Apple за малый бизнес во всем мире” простой советский Павел Дуров начал раньше Цукерберга.
И оказался в нём в какой-то мере успешен, первым из русских публично “нагнув” транснациональную ИТ-корпорацию.
Похоже, что Дуров на сей раз не только опередил Цукерберга, но и проблем огребёт за себя и за того парня: на телегу (и на вК заодно) в ЕС опять покатили бочку за “пиратский контент”.
Все эти трения — признак большого процесса.
Есть такой забавный чех по фамилии Срничек, написал книжку о “капитализме платформ”. Нам нравится термин.
На подобных стычках мы видим, как эти его “платформы”, — ИТ-корпорации, впитавшие в себя пользователей, как средневековое государство подданных, — всерьёз становятся авангардом корпорато-крипто-нео-феодализма.
Сегодня too big to fail* относится в первую очередь к сервисам. Каждый сбой или изменение в работе любимого аппа вызывают миллиарды микрофрустраций избирателей всему по миру. Контент Нетфликса диктует ролевые модели не хуже старичка Голливуда, с доставкой на дом. Твит в нужное время в нужном треде может запустить большие процессы.
Неудивительно, что владельцы платформ пускаются в игры со властью. И не всегда это, как у нас, прогиб под silovikov и политиков. Частенько ровно наоборот. Когда ты нужен миллионам, ты можешь диктовать свою волю тем, чей статус базируется на рейтинге в глазах этих миллионов.
Ровно поэтому и ни почему другому Твиттер считает себя вправе объявлять, что правда, а что неправда, ставя своё суждение выше воли человека, занимающего высший пост в США.
Поэтому и ни почему другому старики решают травить или “инвалидизировать” (© вёрткая Шульман) полит-блогера с самым большим откликом на YouTube, а потом поскорей стараются покорить или придушить сам YouTube.
Нужно, однако, признать, что борьба “платформ — виртуальных надгосударств” с правительствами старых государств и беспрестанная агрессивная конкуренция между собой нарастают по всей глобальной экономике.
Пожалуй, только Дурову и удалось как-то представить Россию на этом поле: в его телеге — весь Иран, Ява от Индонезии, Белоруссия, глобальный криптобизнес, якудза, триады и старая добрая мафия. Яндекс проиграл даже экспансию в Турцию, а Касперский и AABBYY оказались продуктами нишевыми, в “платформу” не преобразуемыми.
Кстати, Срничек прогнозирует попытки национализации “платформ”, — с тем чтобы сделать их общественным достоянием, раз уж они по природе своей состоят из общественности per se.