Top.Mail.Ru

Дискуссия о тарифах и ценах

Короче, вот что Мишустин решил с ценами на продукты (документы в небывалые сроки разработаны и всеми кому велено подписаны, Sturm und Drang):

Минсельхоз, Минпромторг и ФАС заключат соглашения с производителями продовольствия и торговыми сетями. В соответствии с ними должны быть снижены цены на сахар и подсолнечное масло. Следить за тем, как исполняются соглашения, будет Федеральная налоговая служба на основе данных онлайн-касс.

Многие в этом пункте увидали госрегулирование цен, Госплан и возвращение плановой экономики. Как угодно. Налицо скорее лёгкий дирижизм, наша собственная программа* предусматривала меры и жестче.

Да и грабит Мытарь Гуд все же людей неприятных — торговые сети. Люди давно сидят по норам и уж забыли, насколько всех достали эти монстры, и как они всё вокруг себя разоряли в былое мирное время? а про отжим помещений и спроса у мелюзги? а про взятки с брендов за доступ “на полку” — помните? а про схемы с просрочкой? Причём отжим ведётся в пользу крестьянства сельхозпроизводителя, который и до того вынужден был сетям давать гигантские скидки; теперь их проконтролируют.

Важное по этому пункту одно: мониторинг цен через электронные кассы. Это что-то новенькое.

Выходит, во-первых, что государство ввело не “регулирование цен”, а ограничение накрутки. Вроде индийского MRP, только имплементировано на другом уровне сделки. Много где в странах Азии максимальная цена продажи промышленно произведённого товара фиксируется на этикетке продукта. Продать дороже не имеют права даже в самом глухом ущелье Гималаев: принципиальный покупатель просто покажет на MRP и заберёт товар, уплатив эту сумму. Это вполне легальный инструмент противодействия чрезмерной наживе посредников, и никто в здравом уме не назовёт индийскую экономику восточного базара “плановой”.

ФНС с ее онлайн-кассами, соглашения Минпромторга и ФАС с сетями фактически гарантируют то же самое, но “провода прячут в стену” — убирают процесс контроля цены долой с глаз покупателя. Даже жаль, что речь всего о 2 торговых позициях: сахар и масло, надо бы целую “социальную корзину” так гарантировать.

Во-вторых, с этих касс правительство наконец-то может (если захочет) скормить оголодавшему Росстату немного сырых низовых данных, — а то все им годами приписки шлют, и модели совершенно оторвались от реальности.

Остальные меры лежат на поверхности и не так интересны: до конца весны — тарифная квота на вывоз зерновых (17,5 млн тонн, и запретительная пошлина в 100 евро или 50% цены за каждую тонну). Субсидии на приобретение пшеницы для мукомолов. Никак не отражена проблема снижения качества продуктов игрой с их составом (главный “ответ рынка” на дефицит — его стратификация по цене, о чем мы сто раз писали).

Пакет принятых решений несет на себе все следы аврала, принятия в пожарном режиме — рвано, мято, подгорело.

Нам, грешным делом, греет душу, что сильнее всего подгорело в районе некоторых штанов (от министерского костюма не по размеру), — и в районе серых схем, связанных с содержимым этих штанов.

Что? Мы ж не о жопе — мы о бумажнике этой жопы.

Набраться наглости гнать зерно на продажу ради своих KPI и бабла партнёрам, задирая цены до уровня мировых в такой страшный кризис — на такой номер способны только чистокровные, потомственные, абсолютистские компрадоры. Каких Россия не видала с интендантских поставок армии 1914 года.

Ввод драконовских квот до лета проблему в моменте конечно решит, причём без скандала. Но всё же источник схематоза стоило бы устранить из министерского кресла.


Ув. тов. Пряников, нюансы ценообразования 🔼🔼🔼 в электроэнергетике запечатаны многотомной нормативкой. Одни регламенты ОРЭМ чего стоят! Чтобы просто “разобраться”, понадобились бы спецкурсы.

Именно поэтому граждане воспринимают тарифы как своего рода бедствие или несправедливую форму подати.

Низкие цены на электроэнергию для алюминщиков, о которой вы говорите, не вполне корректно сравнивать с тарифами для населения. Крупные производства, как правило, получают электроэнергию на более высоком, чем граждане и мелкомоторка, напряжении (ниже цена на передачу, — до 50% в стоимости электроэнергии); по оптовым ценам, в зонах с дешевой генерацией; порой — от генерации собственной. Тут разница тарифа ещё объяснима (можем погрузиться, но всем быстро станет скучно).

Другое дело, когда платят по-разному жители соседних деревень — просто потому что они находятся в разных регионах. Когда по России тарифы на электроэнергию для граждан отличаются в разы. Когда одни регионы дотируются миллиардами (СКФО), а в других (Хакасия) за долг в несколько сотен тысяч отключают от электроэнергии больницы и школы.

Когда внутри одних и тех же регионов, несмотря на окрики из центра, тарифы на водоснабжение отличаются в десятки раз.

Когда ресурсоснабжающие организации манипулируют затратами, стоимостью услуг за счет снижения нагрева воды и накручивания стоимости отопления (о, тут зарыты многие утекшие миллиарды).

Когда цена экспортируемой к Китай электроэнергии (около 2,9 руб. за 1 кВтч) ниже, чем тариф электроэнергии для граждан в регионах, откуда физически происходят поставки.

Когда во время пандемии и несмотря на прямой запрет правительства гражданам отключают электроэнергию.

Гражданам могут одновременно говорить, что они многие годы оплачивали несправедливые тарифы, неправомерно установленные государством, их деньги уведены в офшоры, но никто не задастся вопросами: сколько переплачено, когда, почему, кто понёс ответственность, когда и как это вернут.

Короче, даже всем миром будет непросто разобраться. Мы не раз предлагали хотя бы начать такую дискуссию, однако экспертам, топ-менеджерам и ручным ЛОМам в электроэнергетике это обсуждение не особенно выгодно.

Но начать всё равно придётся. Мы — уже: Энерготройка Штаба пишет о тарифах день через день, на стадии формирования — ЖКХ-Тройка.

Подпишитесь на Телеграм-канал ПОЛИТРУК 2.0 @PLTRK, и читайте нас в реальном времени!