Top.Mail.Ru

Дистанционное обучение Минобра — что бы сделали мы?

С дистанционным обучением сразу же начались проблемы – которые трудно было не спрогнозировать. Но Минобр справился – не спрогнозировал. Негативная успеваемость, так сказать.

Сегодня у школьников началась первая учебная неделя после затяжных коронавирусных каникул. И сразу – «на удалёнке».

Что работать оно не будет – можно было не гадать; Минобр пилил на ИТ-доступности своей среды со времён печально известного «Школьного портала», и все последующие нововведения были только хуже. К счастью, некоторыми из них дозволялось не пользоваться. Это несколько облегчало жизнь всем участникам процесса.

Но вот припёрло. У властей обычно лет по 20 нет времени на раскачку – зато учителей, детей и их родителей (кстати, избирателей) можно бросить грудью на амбразуру «прям с понедельника».

Бросили. Конечно, ничего не работает, а что и работает – пользоваться этим учителей не учили. Они вообще многие старенькие.

Собираем картину – волосы дыбом. По опыту преподавательской части Штаба и опросу их коллег из нескольких регионов (Башкортостан, Томская, Свердловская области, Камчатский край):

– единой государственной образовательной платформы уровня «ГосУслуг» в России нет, всё сплошь опилки и профанация. Ни для школьников, ни для дополнительного образования, ни для ВУЗов. Образование вынуждено выживать на буржуйских Zoom, Skype и Discord, пока что недопессимизированных душителем рунета Горелкиным.

– департамент образования в регионах раздал учителям… список рекомендованных платформ. Без конкретики, без методички, без обучения, без рекомендаций по оборудованию, и уж конечно без самого этого оборудования. Спрашивают при этом с учителей так, будто всё было им предоставлено, и вообще они только к этому дню всю жизнь и готовились.

– в итоге каждая школа выбрала платформу на свое усмотрение, и теперь, когда все обвалилось, отвечает перед департаментом за «неправильный выбор». А вот так!

хуже всех в нынешней ситуации приходится возрастной категории учителей, коим «цифровизация», тем более в тяп-ляп разливе от Минобра, даётся тяжело, зачастую в коктейле с валокордином. Кроме того, у них зачастую нет необходимых гаджетов, и неоткуда их взять. Тем более нет денег на их покупку.

— дистанционное обучение связано со значительным (в разы) ростом объема работы преподавателей. Требуется переделывать все методички, готовить раздаточный материал. Кроме того, даже устные уроки зачастую переходят в письменные просто из-за смены формата общения учителя и учеников. Соответственно, помимо привычных домашних заданий, каждый урок вынуждает выполнять еще и этот труд – раз за разом.

— в регионах очень остра проблема качества интернета. Массовое онлайн-образование через нелокальные сервера наглухо забивает любое оптоволокно, хоть до Норильска, хоть до Камчатки (нет, дурак и враль депутат Горелкин, «перекрыть по этому поводу ютуб и фейсбук» вовсе не искомый выход из положения).

родители учеников 1-9 классов серьезно раздражены, половина тоже на успокоительных, а вторая – непрестанно требует наладить процесс обучения от учителей и завучей школ.


Ну и по традиции сразу: что бы сделали мы (самый минимум).

— договориться с крупнейшими платформами онлайн-образования о работе через них. Разбросать узловые сервера по регионам для равномерности загрузки (зеркала много где есть у Я. и у Мейла), чтоб не гонять трафик между домами одного микрорайона через пол-мира и разгрузить сеть. В районной сети делайте хоть 4k, все у всех летать будет.

— провести онлайн-обучение для педагогов по работе на удаленке (на тех же самых платформах и силами их персонала). Попутно выяснить, у кого оборудования не хватает, придумать стандартные варианты доукомплектования, выделить под это бюджеты.

— передовикам освоения «цифры» обещать премии, возрастным – надбавку за сложность (вообще, всем обещать и часто давать денег; эти рубли сраные горят на 30% от одного чиха Сечина в ОПЕК, что вы как Кощеи трясётесь дать этой бумаги тем, кто вас от вируса спасает и детей ваших лечит? тьфу, злости не хватает).

— само введение онлайн-обучения делать не резко на 100% «офлайновой» учебной нагрузки, а с переходным периодом. Дать всем адаптироваться к технике, наработать готовые материалы, войти в ритм. Это сэкономит нервы и учителям, и родителям, и школьникам. Уже вполне очевидно (всем кроме идиотов в министерстве), что учебный год 2020 пройдёт не в обычном графике, так и так придётся летом навёрстывать.

Пока такие соображения.

Штаб Поколения мониторит ситуацию и открыт для информации с мест. Товарищи педагоги, не стесняйтесь пересылать пост коллегам и направлять свои жалобы, будем подзвучивать.